Первая в России бесплатная газета для потребителей, зарегистрирована 06 ноября 1998 г.

№ 10 (154) / 16-31 мая

Сергей МИРОНОВ:
«Нужно хорошо знать свои потребительские права и
не бояться их защищать!»

Чиновники высшего ранга тоже являются потребителями. Они также делают покупки, пользуются мобильной связью, летают самолетами, передвигаются на автомобиле и порой сталкиваются с некачественными товарами и услугами или с недостоверной информацией о них. В отличие от многих простых потребителей чиновники, наделенные властью, могут не только быстро восстановить свои нарушенные права и наказать виновных, но, главное, защитить права простых граждан, приняв соответствующие законы и нормативные акты. И не только могут, а обязаны. Насколько сегодня государство справляется с задачами по защите прав потребителей, мы попросили рассказать спикера Совета Федерации Сергея Миронова.

- Прежде всего хотелось бы узнать ваше мнение о том, появился ли наконец-то в России грамотный и ответственный потребитель или мы по-прежнему покупатели всего без разбору?
- Если мы посмотрим, как меняется массовое потребительское поведение за последние 15 лет, с тех пор как исчез всеобщий дефицит товаров, то динамика, безусловно, положительная. Тех, кого можно назвать грамотными и ответственными потребителями, с каждым годом становится все больше.

Сегодня у потребителей гораздо больше возможностей для того, чтобы реализовать свои права, и они чаще пользуются этими возможностями. В целом наши граждане стали лучше ориентироваться и на рынке, и в законодательстве, они перестали бояться отстаивать свои законные интересы в судах. Но, конечно же, это можно сказать далеко не обо всех потребителях. И здесь очень важно не просто констатировать факт, что многие покупают, как вы говорите, без разбору, а понять, почему это происходит. Убежден, что главная причина этого в глубоких социальных проблемах нашего общества.

Во-первых, это низкий уровень доходов значительной части наших граждан. Для них главный критерий выбора – это цена необходимого для жизни товара. Даже если они понимают, что товар этот не лучший или вообще сомнительного качества, возможность выбора остается чисто теоретической, потому что на другой вариант просто нет денег.

Во-вторых, это недостаточный выбор товаров и услуг, недостаточный уровень конкуренции продавцов во многих населенных пунктах, особенно в малых городах и в сельской местности.

В-третьих, это недостаток информации. В наш век роль информации во всех сферах жизни просто огромна, и очень заметным стало информационное неравенство между людьми, целыми социальными группами, регионами. Например, более-менее обеспеченный потребитель, который проживает в крупном городе, может получить сведения об интересующих его товарах или услугах и в интернете, и в специализированных потребительских изданиях, таких как ваша газета. Если ему потребуется защитить свои потребительские права, он также без труда найдет все необходимые правовые акты и рекомендации специалистов. Совсем в другом положении находится потребитель небогатый и живущий, как говорится, в глубинке.

- Как вы оцениваете состояние защиты прав потребителей в России и, в частности, в Петербурге? От кого больше пользы рядовому человеку – от властных органов или многочисленных обществ защиты прав потребителей?
- Я бы не стал противопоставлять работу органов власти и общественных организаций по защите прав потребителей. И те, и другие очень нужны и важны в этом деле, у них есть собственные совершенно ясные функции.

Если говорить о ситуации в Санкт-Петербурге, то по совокупности факторов наш город входит в число лучших регионов России с точки зрения защиты прав потребителей.

Однако случаи, когда петербургским потребителям требуется защита их прав, все еще происходят слишком часто. Это говорит о недостаточно эффективном предварительном контроле и профилактике нарушений в торговле. Процедура правовой защиты очень долгая и хлопотная, даже если в конце концов она приводит к положительному результату. А принимаемые решения не всегда гарантируют полную компенсацию материальных и моральных потерь потребителя, не говоря уж о трате его времени и нервов.

С одной стороны, это связано с несовершенством российского законодательства. С другой стороны - есть очевидные резервы улучшения работы городских властей по этому направлению. Например, считаю, что назрел вопрос о создании в структуре органов исполнительной власти Санкт-Петербурга специализированного подразделения, которое бы координировало вопросы регулирования защиты прав потребителей на городском уровне.

- Как вы относитесь к общественным организациям потребителей?
Сергей МИРОНОВ

- Роль многочисленных общественных организаций, созданных в России для защиты прав потребителей, безусловно, очень важна.

Они добиваются принятия правовых актов в интересах потребителей, проводят независимые экспертизы, распространяют независимую объективную информацию, которая позволяет людям лучше ориентироваться на рынках товаров и услуг, оказывают потребителям юридическую помощь, в том числе и в судах. Все это делается публично, с привлечением средств массовой информации. Считаю, что польза от такой деятельности весьма существенна, и не только для конкретных граждан, которым благодаря этому удалось защитить свои права, но и более широко - для укрепления институтов гражданского общества в нашей стране.

- Сегодня у субъектов Федерации нет полномочий в сфере защиты прав потребителей. Все полномочия у федеральных органов (Роспотребнадзор). Какова ваша позиция по этому вопросу?
- Считаю это ситуацию неправильной. Власти на местах держат в своих руках многие рычаги влияния на ситуацию на потребительском рынке товаров и услуг, они отвечают перед избирателями за положение дел в своем регионе, и им должна принадлежать важная роль в системе защиты прав потребителей. Безусловно, во взаимодействии как с Роспотребнадзором, так и с общественными организациями.

Конечно, здесь мы сталкиваемся с проблемой законодательного плана. Дело в том, что Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления» не обязывает муниципальные образования заниматься защитой прав потребителей, а значит, и не предполагает целевого финансирования этих задач. Федеральный закон «О защите прав потребителей» также не обязывает муниципальные образования защищать потребителей, а лишь дает им право это делать. Более того, без принятия соответствующих поправок к ряду федеральных законов они попросту не могут тратить средства на обеспечение защиты прав потребителей, так как это будет противоречить Бюджетному кодексу. Все эти противоречия требуют внесения изменений и дополнений в целый ряд законодательных актов Российской Федерации.

Но, как говорится, кто хочет делать – тот ищет возможности, а кто не хочет – ищет оправдания. Пример многих регионов показывает, что у них есть большой потенциал, чтобы воздействовать на ситуацию в интересах людей. Власти на местах, я считаю, должны понимать, что люди все равно считают их ответственными за то, что происходит на потребительском рынке, от этого никуда не уйти.

- Насколько, на ваш взгляд, эффективно действует Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор)?
- Роспотребнадзор выполняет важную социальную и государственную функцию. За последнее время мы видим высокую активность Роспотребнадзора. И все-таки приходится отметить, что на российском потребительском рынке все еще присутствует большое количество некачественной, фальсифицированной и контрафактной продукции как отечественного, так и импортного производства. Это причиняет значительный ущерб государству, часто наносит вред здоровью населения и окружающей среде.

На мой взгляд, это лишний раз подтверждает высказанный ранее тезис, что государственная организация, которая по самой своей сути нацелена на использование, в первую очередь, административных мер, не может решить такой сложный комплекс разнообразных проблем одна, без опоры на общественность и на местное самоуправление. Административные меры Роспотребнадзора надо увязать и с действиями местных властей по регулированию потребительского рынка, и с работой общественных организаций по объективному информированию потребителей, по оказанию помощи в защите их прав.

- В какой сфере жизни, с вашей точки зрения, защищенность российских потребителей наибольшая, а в какой наименьшая?
- Большая часть жалоб потребителей связана со сферой торговли: с ненадлежащим качеством продовольственных и непродовольственных товаров, алкогольной продукции, недобросовестным обслуживанием, фальсификацией продукции, с нарушениями при продаже непродовольственных товаров и их гарантийном обслуживании. Немало
нарушений допускается при предоставлении жилищных и коммунальных услуг, а также услуг связи и авиатранспорта. Вместе с тем хочу отметить, что, судя по количеству и содержанию обращений граждан, за последнее время в лучшую сторону изменилась ситуация в сфере оказания финансовых услуг и услуг железнодорожного транспорта, хотя и здесь еще существует ряд проблем и недостатков.

Убежден, что в работе по защите прав потребителей особое внимание должно быть обращено на представителей наименее защищенных слоев населения: ветеранов, пенсионеров, инвалидов. Им труднее всего отстаивать свои потребительские права. Вместе с тем они, видимо, как раз по этой причине особенно часто становятся жертвами различных нарушений со стороны продавцов товаров и услуг. Считаю нашим общим долгом проявить заботу об этих людях, оградить их от недобросовестности, обеспечить всем необходимым для жизни.

- Вы сами когда-нибудь сталкивались с нарушением ваших прав потребителя? Если да, то как вы их защищали?
- Конечно, сталкивался, и неоднократно, как, думаю, и большинство людей в нашей стране. Но мне всегда помогало то, что я интересовался законодательством и хорошо знал свои права. Так что судиться с недобросовестными продавцами мне не приходилось. Потому что, как правило, они стараются решить дело миром, когда видят, что имеют дело с грамотным потребителем, который знает и свои права, и то, куда надо обращаться за их защитой.

- Что бы вы посоветовали петербуржцам, сталкивающимся с нарушением их потребительских прав?
- Прежде всего помните, что если вы приобрели некачественный товар или услугу, то закон в большинстве случаев будет на вашей стороне. Но чтобы надежно защитить свои права, вам надо позаботиться об их подтверждении в случае будущего конфликта с продавцом.

Обязательно возьмите кассовый чек и сохраните его, пока не убедитесь, что с купленной вещью все в порядке. Запомните, где вы приобрели товар и кто вам его продал. Приобретая товар или услугу, изучите его описание, поинтересуйтесь у продавца условиями гарантии, обмена, обслуживания, другой дополнительной информацией, которая может быть важной в данном конкретном случае. Внимательно ознакомьтесь с условиями договора на оказание услуги, который вам предлагают подписать.

Если все же возникли проблемы – потребуйте у продавца устранить найденные недостатки, покажите ему нормы Закона «О защите прав потребителей», которые относятся к вашему случаю. В большинстве случаев этого бывает достаточно. Но если ваше требование не будет выполнено – обратитесь к администрации торговой организации, в местный контролирующий орган, в общественную организацию потребителей. Наконец, не стесняйтесь добиваться защиты своих прав и законных интересов в суде – этот государственный институт для того и создан, чтобы решать споры в соответствии с законом, если сторонам не удалось уладить их по договоренности.

Еще раз подчеркну, что нужно хорошо знать свои потребительские права и не бояться активно их защищать. Чем чаще мы будем заявлять о нарушениях наших потребительских прав, тем ответственнее будут производители товаров и услуг относиться к нам, потребителям, и к своей работе.

- Где вы и ваши близкие предпочитаете делать покупки?
- Я не буду делать рекламу или антирекламу каким-то конкретным местам. Скажу только, что покупки я и мои близкие делаем как в крупных магазинах, так и у представителей малого и среднего бизнеса. Причем я, как давний сторонник активной государственной политики развития малого и среднего бизнеса, всегда обращаю внимание на то, как работают такие предприятия. Хочу отметить, что качество товаров и предоставляемых услуг в небольших фирмах не ниже, а нередко выше, чем в крупных.

Особо хотелось бы отметить высокое качество продукции отечественного сельского хозяйства и пищевой промышленности. Продовольствие, которое они поставляют, зачастую не только экологически намного чище, чем ввозимое из-за рубежа, но и гораздо вкуснее.

В заключение я хотел бы выразить коллективу газеты «Петербургское качество» признательность за активную гражданскую позицию в сфере защиты законных прав российских потребителей, а также пожелать газете и ее читателям здоровья, счастья, благополучия, и пусть покупки приносят вам удовольствие и только хорошее настроение!

Беседовал
Александр ЖАБСКИЙ