Первая в России бесплатная газета для потребителей, зарегистрирована 06 ноября 1998 г.

№ 9 (153) / 1-15 мая

Ольга Иванова: «Качественное образование - основа успешной, благополучной жизни»

Наш сегодняшний гость Ольга Владимировна ИВАНОВА - коренная петербурженка. Здесь она родилась, здесь в 1973 году окончила Ленинградский государственный педагогический институт имени А. И. Герцена, а в 1990-м - Высшую партийную школу при ЦК КПСС. Сначала работала учителем русского языка и литературы, заместителем директора в школах Московского района, потом была на партийной работе в Ленинградском горкоме и Московском райкоме КПСС. Когда возникла новая Россия, Ольга Иванова с 1994 по 2000 год возглавляла управление образования Территориального управления Московского административного района, а в ноябре 2003 года стала председателем Комитета по образованию правительства Санкт-Петербурга.

Сегодня Ольга Иванова отвечает на вопросы корреспондента «ПК» о состоянии, проблемах и перспективах развития и совершенствования рынка образовательных услуг, предоставляемых дошкольными, школьными и средними специальными учебными заведениями нашего города.

- Как вы оцениваете нынешнее состояние рынка образовательных услуг?
- Этот рынок расширяется, и это, безусловно, правильно, поскольку способствует более полному обеспечению выбора учащимися и родителями того целостного индивидуального образовательного маршрута, который и составляет сущность современного эффективного, качественного образования. В целом уместнее говорить не столько о рынке, сколько о поле, пространстве образовательных услуг, поскольку само понятие «рынок» предполагает продажу, коммерцию. Тем не менее большая часть образовательных услуг, предоставляемых системой образования города, является бесплатной.

- Чего, по-вашему, не хватает для того, чтобы эти услуги соответствовали современному уровню и всецело отвечали интересам их потребителей?
- Качественное образование - это всегда совокупность качества условий, в которых происходит обучение, воспитание, развитие, и уровня квалификации тех, кто воспитывает и учит, т. е. педагогов. Причем если в отношении качества условий
Ольга Иванова

все более-менее понятно - здание должно быть безопасным, комфортным, красивым, мебель удобной, оборудование современным, учебники качественными и т. п., то в отношении того, как определить современного педагога, все несколько сложнее. Ведь он должен не только уметь пользоваться теми условиями, в которых работает, но и соответствовать духу времени, сочетая здоровую традиционность с инновационным поиском, способностью воспринимать новые цели воспитания, обучения. Собственно в этом и состоит главная задача системы повышения квалификации, от состояния которой во многом зависит качество предлагаемых образовательных услуг. Развитием, оптимизацией этой системы мы сейчас очень активно заняты.

- Какие услуги наиболее востребованы и почему?
- Проводимый нами мониторинг показывает, что в наибольшей степени востребовано то, что в системе дошкольного образования обеспечивает сохранение и развитие здоровья ребенка, готовит к успешному началу школьного образования. Родители школьников в большей степени ориентированы на дополнительное изучение иностранных языков и информационных технологий. К сожалению, пока родители в значительной степени озабочены тем, чтобы ребенок больше именно учился, а не развивался, скажем, в физическом плане, получал возможность творческой самореализации. Именно поэтому мы планируем постепенно приближать систему дополнительного образования к школе, создавать в структуре школ центры дополнительного образования с воспитательными, развивающими функциями.

- Какие услуги город пока не в состоянии предоставить в том объеме, в каком в них заинтересован потребитель?
- Санкт-Петербург - огромный современный город, один из центров мировой культуры. Вряд ли можно говорить о том,
что есть что-то, чему здесь нельзя научиться. Важно захотеть и заняться целенаправленным поиском. Пока не хватает, пожалуй, именно удобной, доступной каждому горожанину системы быстрого поиска нужного и интересного в плане дополнительного или самообразования.

- Что делается для того, чтобы участники рынка вели добросовестное партнерство?
- Если под «участниками рынка» понимать организации, предлагающие те или иные услуги, и жителей города (как взрослых, так и детей), то здесь гарантией качества выступает соблюдение процедуры лицензирования, аттестации и аккредитации образовательных учреждений. Если же говорить о взаимоотношениях самих учреждений между собой, то здесь действуют законы конкуренции, притязаний на успешность и востребованность. Думается, образовательное пространство города настолько велико, а интересы его жителей настолько разнообразны, что места в этом поле хватает всем. Тем более что горожане все отчетливее понимают: качественное образование - основа успешной, благополучной жизни.

- Какие у возглавляемого вами комитета есть рычаги для борьбы с некачественным оказанием образовательных услуг?
- В условиях развивающегося гражданского общества, складывающейся системы государственно- общественного управления Комитет по образованию - не единственный обладатель рычагов управления качеством. Сегодня во всех школах города есть попечительские советы, во многих районах активно действуют советы образовательных учреждений. Общество все более вовлекается в процесс управления качеством образования. Мы стремимся активно развивать именно эту составляющую, поскольку убеждены: общественное мнение зачастую действует значительно эффективнее запретительных или разрешительных писем, хотя, разумеется, стремимся к тому, чтобы обеспечить гарантированность выполнения всех норм и правил, регламентирующих образовательную деятельность.

Беседовал
Александр ЖАБСКИЙ