Председатель Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли дал эксклюзивное интервью газете «Петербургское качество»
Вот уже пять месяцев, как у Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Санкт-Петербурга новый руководитель. Накануне Нового года «ПК» решило выяснить, изменилась ли за это время политика комитета по вопросам качества выпускаемой в городе продукции и защиты прав потребителей, каким образом комитет собирается реализовывать Концепцию развития потребительского рынка Санкт-Петербурга в 2007 г. в части построения системы защиты прав потребителей. На эти и другие вопросы главный редактор «ПК» Всеволод Вишневецкий попросил ответить председателя комитета Алексея Сергеева.
- Поскольку эти вопросы далеко не простые, я не тешу себя надеждой, что за пять месяцев что-то могло кардинально улучшиться. К счастью, качество продукции петербургской промышленности не зависит от смены председателя комитета.
Но кое-что все-таки произошло. Впервые в городе по новой формуле проведен конкурс по качеству «Сделано в Санкт-Петербурге», председателем наблюдательного совета которого я являюсь. Недавно в Смольном состоялось награждение победителей двенадцати отраслевых конкурсов по качеству, которые мы объединили под эгидой «Сделано в Санкт-Петербурге». Я удовлетворен тем, как прошел конкурс, одним из организаторов которого, кстати, также выступило и «Петербургское качество». Однако у меня уже появились мысли, как улучшить этот проект, сделать его более престижным, понятным как для предприятий-участников, так и потребителей, привлечь к нему больше участников. Полагаю, что не позднее января 2007 г. мы проведем заседание наблюдательного совета, на котором и утвердим новые условия конкурса.
Также хочу проинформировать ваших читателей, что мной принято решение о создании в структуре комитета отдела по защите прав потребителей и повышения качества продукции, который должен заработать к весне будущего года.
- Такой отдел раньше в комитете существовал, но несколько лет назад был ликвидирован…
- Новое - это хорошо забытое старое. Я считаю, что нельзя перечеркивать и отбрасывать то хорошее, что было раньше.
Защита прав потребителей должна стать одним из важных элементов политики нашего комитета. И в этом году в этой сфере сделано немало. Наиболее важным событием, на мой взгляд, стало открытие нового лабораторного комплекса подведомственного комитету ГУ «Центр контроля качества товаров (продукции), работ и услуг», оснащенного самым современным оборудованием. Центр контроля качества - наш форпост в деятельности по защите прав потребителей, развивать которую можно, только основываясь на объективной оценке качества продукции.
- Потребители имеют возможность обратиться в ЦКК и провести экспертизу продукции, качество которой вызывает у них сомнения?
- Одна из задач центра - реагировать на заявления наших потребителей. И эта работа выполняется бесплатно. Работы, которые выполняются для юридических лиц, связанные с контролем качества или сертификацией продукции, выполняются на платной основе.
- Планирует ли правительство города в будущем году каким-то образом стимулировать петербургских товаропроизводителей выпускать качественную продукцию, отвечающую потребностям сегодняшнего дня?
- Одна из главных задач комитета - содействие повышению качества продукции, выпускаемой местными предприятиями. Чем выше качество продукции, тем меньше жалоб со стороны потребителей. Тем лучше всем горожанам. Мы это хорошо понимаем. Поэтому недавно правительство города утвердило Программу инновационного развития промышленности Санкт-Петербурга. Задача программы - увеличить удельный вес на потребительском рынке инновационной продукции, товаров, при выпуске которых применяются новые технологии. Сегодня промышленность города выпускает такой продукции менее 5% от общего объема производства. В то время как потенциал гораздо больше.
Город сегодня готов реально помогать предприятиям, ориентированным на выпуск инновационных товаров. Например, в целях поддержки таких предприятий малого бизнеса с нового года заработает Фонд венчурных инвестиций. Механизм его работы следующий: любое предприятие, желающее выпускать новую продукцию, может подать заявку в фонд и получить беспроцентную ссуду под выпуск опытной партии инновационного продукта. При этом заемщик должен часть своего предприятия заложить венчурному фонду. Через некоторое время предприятие, освоив серийный выпуск новой продукции, выкупает заложенную долю своего предприятия. Для того чтобы город смог выбрать участников для этой программы, в 2007 году будет проведена венчурная ярмарка. Предпочтение фонд отдаст той продукции, которая будет иметь высокие потребительские свойства.
Бюджет фонда на будущий год определен в 400 млн руб. Четвертую часть от этой суммы выделяет городской бюджет, столько же - федеральный, а 200 млн рублей, по условиям конкурса, должна вложить управляющая компания, которая будет определена в ходе тендера в I квартале 2007 г.
Еще один стимул - снижение налога на прибыль предприятиям, внедряющим различные инновации. Правительство города сегодня имеет возможность снижать размер этого налога в пределах 4 %. Такими налоговыми преференциями город также намерен стимулировать повышение качества продукции, защищая тем самым интересы потребителей.
Все эти меры разработаны в основном для поддержки новых, малых производств. Для крупных организаций основным стимулом к повышению качества продукции всегда была и остается конкуренция, а также оценка качества товаров конечными потребителями. В нашем городе немало предприятий, выпускающих высококачественную продукцию. Взять хотя бы «Хлебный Дом». Это предприятие постоянно инвестирует средства в свое развитие. Посмотрите, как выглядят хлебозаводы, которые за последние годы приобрел «Хлебный дом»! Например, «Муринский».
Как бывший глава администрации Калининского района я не раз бывал на этом предприятии. Сегодня его не узнать: от прежнего комбината остались одни стены и перекрытия. Все остальное подверглось глубокой перестройке и реконструкции. «Муринский» превратился в современное хлебопекарное производство, способное выпускать большой ассортимент хлебо-булочной продукции самого высокого качества. Чтобы подчеркнуть разницу между тем, что было, и тем, что стало, руководство «Хлебного дома» для контраста специально оставило одну старую линию. Этот пример наглядно показывает, как сегодня должен работать на рынке грамотный производитель.
Другое направление деятельности комитета - привлечение в Петербург зарубежных инвесторов, выпускающих высококачественные непродовольственные товары. Яркий пример - завод «Бош - Сименс», который должен начать работать с середины 2007 года. Он будет выпускать широкий ассортимент бытовой техники: газовые и электроплиты, посудомоечные машины, холодильники, стиральные машины. Эта техника уже нового поколения, европейского уровня. Она будет доступной для нашего потребителя.
- Ваше отношение к общественным организациям потребителей?
-Абсолютно положительное. На прежнем месте работы я тесно и плодотворно взаимодействовал с Обществом потребителей Калининского района, которое пользуется большим уважением у жителей. Я считаю, что такие общественные организации выполняют очень важную функцию. Правда, кое-кому они, по вполне понятным причинам, не совсем удобны. Аллергическую реакцию общественные организации вызывают, как правило, у тех, кто сегодня не понимает необходимость общественного контроля. Они выдают желаемое за действительное, занимаются, по сути, обманом покупателей. С такими предприятиями я нередко сталкиваюсь и как потребитель, и как председатель комитета.
- Нарушались ли когда-либо ваши права потребителя? Если да, каким образом вы их защищали?
- Нарушались. И, к сожалению, я не всегда могу защитить свои права. Приведу лишь один пример, который, конечно, далеко не единичный. В конце 2005 г. я заказал для сына мебель по образцам. По договору срок исполнения заказа был назначен на декабрь 2005 г. Вместо этого мебель была доставлена только в марте 2006 г. Более того, заказ был выполнен частично: отсутствовали фасады, фурнитура, петли. Обещания привезти все это «завтра-послезавтра» длились еще некоторое время. Неоднократные обращения к исполнителю услуги ни к чему не привели. Потом фирма просто исчезла. В отделе торговли районной администрации только развели руками и посоветовали обратиться в суд. Я все взвесил и понял, что игра не стоит свеч. Поскольку организация исчезла, взыскать с нее деньги было просто невозможно. Я принял решение самостоятельно закупить комплектующие и завершить работу нерадивых мебельщиков. Все-таки я по образованию инженер-механик, и кое-что руками могу делать сам. В результате эта мебель обошлась мне гораздо дороже, чем я первоначально планировал.
- Если вы не смогли защитить свои нарушенные права, что уж говорить о простых потребителях! Ваш личный пример говорит о том, что вопрос создания эффективной системы защиты прав потребителей в Петербурге сегодня не просто актуален, а чрезвычайно актуален.
- Абсолютно верно. Хотя сразу оговорюсь, что в процессе защиты своих прав потребителя в данном конкретном случае я не использовал свое служебное положение. Для себя же я сделал вывод: при заключении договоров на оказание услуг лучше иметь дело с солидными организациями. При всем уважении к малым предприятиям, все-таки ручка и карандаш - это не те активы, которым сегодня можно доверять.
- Какую продукцию питерских пищевиков можно обнаружить в вашем домашнем холодильнике?
- Как потребитель, могу признаться, что покупаю продукцию «Хлебного дома» или «Каравая». Если говорить о воде, то уже восемь лет отдаю предпочтение «Росинке», которая у меня практически каждый день на столе. Из мясопродуктов выбираю «Парнас». Может быть, потому, что возле моего дома находится фирменный магазин этого предприятия.
-Где вы предпочитаете делать покупки?
- Я сторонних магазинов разных форматов. Моя семья делает покупки и в «О,Кее», и в фирменном магазине «Парнас», и в недавно открывшейся на Удельной «Пятерочке»!
- Что такое качество жизни в вашем понимании?
- Я бы ответил так. Для меня качество жизни - это три кита: интересная работа, семья и здоровье.
- Что бы вы пожелали потребителям в преддверии Нового года?
- Я хотел бы пожелать потребителям Петербурга, вашим читателям, чтобы они в будущем году имели как можно меньше тех проблем, о которых мы сегодня с вами говорили, чтобы у петербуржцев как можно меньше было поводов для обращений в общественные и государственные организации за помощью в защите своих прав.
Если таких обращений в новом году станет меньше, это будет означать, что нам в городе удалось повысить качество товаров и услуг! А значит, и качество жизни людей.
Фото автора