Первая в России бесплатная газета для потребителей, зарегистрирована 06 ноября 1998 г.

Зона особого внимания

Общественные организации по защите прав потребителей в Санкт-Петербурге захлестнули жалобы на магазины сети «Эльдорадо». Для многих потребителей сеть гипермаркетов электроники из «территории низких цен» превратилась в зону особого внимания… В частности, немало жалоб на «Эльдорадо» от петербуржцев получило и Общество защиты прав потребителей, что на ул. Зодчего Росси, 1/3. Комментирует заместитель председателя общества Михаил ОВЧАРОВ.

Ничего не вижу, ничего не слышу

- Среди самых распространенных претензий к «Эльдорадо» - продажа товара без предварительной оценки его товарного вида и проверки работоспособности в присутствии покупателя. Торговые залы магазинов сети обустроены таким образом, что проверить технику на столах с электророзетками можно лишь после оплаты покупки в кассе.

Характерна для «Эльдорадо» и проволочка со сроками замены недоброкачественного товара, которые неоднократно переносятся и затягиваются, отнимая личное время потребителя. Возврат денег за недоброкачественный товар в случае расторжения договора также происходит несвоевременно.

Кроме того, магазинами сети не выполняются договоры по доставке крупногабаритных товаров.

Сервис в нагрузку
- Отдельно стоит сказать о «ноу-хау» «Эльдорадо» - предоставлении за немалую дополнительную плату «Сертификата программы дополнительного сервиса», то есть гарантийного обслуживания в сервисной мастерской. Зачем эта услуга нужна - непонятно, поскольку гарантия как таковая и так предоставляется согласно закону заводом-изготовителем, причем бесплатно. То есть, по сути, продаются гарантийные обязательства завода-изготовителя. Несмотря на то что срок платного «сертификата» превышает гарантийный срок изготовителя, в нашей практике есть случаи, когда дозвониться до «Эльдорадо» в рамках этого договора потребителю оказывается практически невозможно. Отказаться от данной услуги, если она установлена на определенный товар, невозможно: покупатель вновь сталкивается с хамством продавца в виде равнодушного «не хочешь - не бери».

Ноль - пишем, три - на ум пошло…
- Часты и разочарования потребителей, поддавшихся в «Эльдорадо» навязчивой рекламе «Кредит под ноль процентов!». Покупатель наивно полагает, что получает кредит у магазина, с которым он напрямую рассчитывается за приобретенный товар. На самом деле заключаются два совершенно разных договора: с магазином - купли-продажи и с банком - о предоставлении кредита. Если потребитель решит по какой-либо причине разорвать договор купли-продажи и вернуть часть уже выплаченных им денег, ему приходится иметь дело уже не с магазином, а с банком, расторжение договора с которым влечет за собой штрафы, пени и прочие неустойки. Магазин же снимает с себя всю ответственность ввиду того, что консультацию по кредитованию давал не он, а представитель банка.

Холодильник чуть не бросили на лестнице
Судебное дело Л. М. Юрченко против ООО «Эльдорадо-Северо-Запад» - яркий пример недобросовестного отношения этой фирмы к своим клиентам. 29 июля прошлого года в магазине на ул. Ефимова, 3, покупательница приобрела холодильник «Corenje RK 4295 W». По заявленной 50-процентной скидке он обошелся ей в 9990 рублей. При оплате Юрченко поставили перед фактом о полагающемся к агрегату «Сертификате программы дополнительного сервиса» стоимостью 850 рублей (при этом гарантийный талон завода-изготовителя с отрезными купонами к товару приложен не был).

Напрасно Юрченко ожидала у окна весь день машину, которая по отдельно оплаченному (340 рублей) договору должна была доставить ей покупку на дом. И еще три дня прошло - холодильника не было. На четвертый она написала претензию на имя директора фирмы, которая, впрочем, осталась без внимания. В это время в кухне начали интенсивно портиться продукты общей стоимостью 3600 рублей (что позже было представлено в виде чеков суду). Только на двенадцатый (!) со дня оплаты товара день рабочие распаковали в квартире Юрченко долгожданное приобретение.

Электрический кабель холодильника оказался раздавленным, расплющенным и весьма электроопасным в применении. Конечно, хозяйка подписала акт отказа с последующей заменой на аналогичный товар надлежащего качества. Рабочие собрались было унести агрегат, но не тут-то было. Оказалось, что лифт сломан, и представители «Эльдорадо» вернулись с просьбой оставить холодильник на лестничной площадке! Юрченко предложила занести его обратно в квартиру при условии, что на следующий день агрегат заберут. Еще через день она вновь была вынуждена обратиться к директору магазина. Ответа не получила… Суд состоялся 20 декабря 2005 г. Ответчик, признав справедливость всех претензий, предложил мировое соглашение, по которому обязался заменить истице холодильник на аналогичный надлежащего качества в течение 7 дней, а также компенсировать ей полагающуюся по закону неустойку, возместить моральный вред и материальный ущерб на общую сумму 7476 рублей.

Не стесняйтесь писать заявления
- В заключение несколько советов потребителям. Самое главное при покупке бытовой техники - ознакомиться с товаром до его оплаты. Не дают? Зовите администратора, ссылаясь на Закон «О защите прав потребителей». Не берите «кота в мешке»!

Особенно тщательно изучите гарантийные обязательства изготовителя товара, чтобы не оказаться перед фактом переплаты порядка тысячи рублей за то, что, по сути, вам положено бесплатно.

И не надо стесняться писать заявления в адрес администрации магазина. Помните: устные обещания заменить, вернуть, исправить не являются юридическим документом.

Если администрация отказывает вам в удовлетворении претензии - отправляйте заказное письмо с уведомлением о вручении на офис головного предприятия. В каждом магазине, согласно ст. 9 и 10 Закона «О защите прав потребителей», должна быть вывешена информация о торгующем предприятии, а если это филиал или дочернее подразделение - должно быть указано местонахождение головного предприятия. У покупателей также есть право обратиться в организации по защите прав потребителей и в судебные инстанции.

Подготовила Алла ФЕСЕНКО