Первая в России бесплатная газета для потребителей, зарегистрирована 06 ноября 1998 г.

Плата за дезинформационные услуги не возвращается

На рынке недвижимости сегодня существует немало псевдоагентств по аренде жилых помещений. Примером здесь может послужить печальный опыт Ларисы Лапиной, обратившейся с жалобой в Межрегиональную общественную организацию потребителей «Содействие».

В поисках съемной квартиры в Петербурге Лапина случайно наткнулась на частное объявление с выгодными условиями аренды. Оно было наклеено на стену дома и написано от руки, а потому у доверчивой женщины не возникло сомнений, что квартиру желает сдать сам хозяин. Однако, когда Лариса позвонила по указанному номеру телефона (713-43-74 ), снявшая трубку девушка вкрадчивым голосом сообщила, что это агентство «Балтика», оказывающее помощь в поисках съемного жилья. Агент по недвижимости также подтвердила, что указанная в объявлении квартира сдается «напрямую», и предложила приехать на Московский проспект, дом 2, в офис No 5, чтобы обсудить детали.

Окрыленная Лапина тотчас же прибыла в офис «Балтики». Доброжелательный сотрудник агентства без промедления ввел ее в курс дела: для получения телефона хозяина квартиры нужно сначала заключить договор об оказании платной информационной услуги с предоплатой 1500 рублей. Чтобы развеять сомнения, омрачившие чело дамы, агент заверил потенциальную клиентку: если вариант из объявления не подойдет, ей будут предложены другие, один из которых ее наверняка устроит.

В результате договор за No 4/8 от 8 сентября 2005 г. был-таки заключен, контрольно-кассовый чек No10 от 08.09.05 на указанную сумму выбит и номер телефона «хозяина квартиры» предоставлен. Счастливая посетительница удалилась в предвкушении скорого новоселья.

К сожалению, ее надежды не оправдались: по номеру телефона, данному в агентстве, ей никто так и не ответил, равно как и по другим, предоставленным агентами ООО «Балтика». Тщетные попытки найти жилье через данное агентство продолжались еще две недели, пока Лапина не поняла, что дальнейшие усилия бесполезны. Оставался последний шанс на восстановление попранной справедливости - обратиться с жалобой на произвол агентов к директору ООО «Балтика» Софье Юрьевне Смешко, с которой, кстати, и был заключен договор об оказании информационной услуги. Как и следовало ожидать, ответа на заявление Лапиной с просьбой вернуть ей кровные 1500 рублей не последовало и скорее всего не последует… К сожалению, оценить на этом примере деятельность подобных агентств с юридической точки зрения и усмотреть (или нет) в ней состав уголовного преступления могут только специалисты - представители компетентных органов и судебных инстанций. Очевидно лишь, что по договору, заключенному с потребителем (далее по тексту), «… исполнитель не несет ответственности перед Заказчиком и (внимание!) не принимает на себя обязательств по обеспечению Заказчика жильем. Оказываемые услуги носят только информационный характер…». Из текста данного документа можно также предположить, что «информационные услуги» будут оказываться потребителю до тех пор, пока рак на горе не свистнет, тем более что по п. 3. 4 этого договора «комиссионный сбор, внесенный Заказчиком за информационные услуги, оказанные Исполнителем, не возвращается».

В заключение хочется обратиться к незадачливым потребителям: внимательно изучайте текст любых договоров перед тем, как их подписывать, требуйте товарные и кассовые чеки при приобретении товара или получении услуги.

Это максимально оградит вас от обмана и денежных потерь. Ну а если лохотронщики окажутся более ловкими и все же сумеют обвести вас вокруг пальца, с документами на руках вам будет легче отстоять свои права в досудебном или в судебном порядке.

Николай БОГНАР,
зам. председателя правления МООП «Содействие» Контактные телефоны МООП «Содействие»:
(812) 164-87-01,
(812) 325-34-93.