Осенью прошлого года наша газета рассказала печальную историю (№ 93, 2004 г.) противостояния покупательницы Натальи Юрьевны Ефремовой и мебельного предприятия ООО «Горизонт». Исчерпав все свои силы в борьбе с фирмой-бракоделом, покупательница никак не могла получить доброкачественную мебель или вернуть свои деньги. И вот недавно редакция узнала о том, что статья в «ПК» об этом конфликте не прошла даром. Печатное слово помогло Ефремовой не только вернуть веру в свою победу, но и получить наконец законное решение суда.
Гарнитур, выставленный в торговом зале, Наталье Юрьевне приглянулся, и она оформила его приобретение на заказ под размеры своей комнаты.
Долго, месяц за месяцем, «трудились» мебельщики. Сроки договора (14 рабочих дней) давно прошли, но от клиентки в фирме только отмахивались: то нет комплектующих, то праздники новогодние затянулись, а то вдруг обокрали их нежданно-негаданно…
Через три месяца долгожданную мебель привезли и собрали. Окончательный вид гарнитура, с которым хозяйка предполагала жить и радоваться долгие годы, поверг ее в шок. Одна дверца шкафчика была короче другой, из-за чего с одной стороны можно было увидеть его содержимое. Возле петель — щели в 3,5 см. В одном шкафу дверца открывалась еле-еле, в другом — чуть держалась на хилом креплении. Ручки были приделаны на разном расстоянии. Апофеозом бракотворчества мебельщиков из «Горизонта» стал сушильный шкаф. Его даже на стену не стали вешать, оставив скромно в углу: шкаф оказался без дверей, которые, мол, не подвезли на склад.
Поддон в шкаф не входил, оказавшись шире на 7 мм. Вместо того чтобы признать явный брак, сборщик дал покупательнице совет… взять ножовочку и самой все исправить. А то, что край поддона загнут и, если его отрезать, вода будет вытекать через край на пол, «специалистов»-мебельщиков не волновало.
Экспертиза мебельной стенки на соответствие требованиям нормативных документов, проведенная экспертом по качеству мебели Сергеем Гущиным, подтвердила наличие многочисленных производственных дефектов изделий.
Не сопровождалась мебель и необходимыми документами: отсутствовали маркировочные ярлыки с реквизитами изготовителя на каждом изделии, инструкция по эксплуатации и уходу за мебелью, чертежи мебельных изделий в составе мебельного гарнитура, перечень материалов комплектующих. В договоре было нарушено требование Закона «О защите прав потребителей» в части установления гарантийного срока выполненного заказа и самовольно снижена неустойка (пеня) за просроченное время выполнения работ — с 1% до 0,1%.
Закон что дышло
Когда исковое заявление потребителя рассматривалось в Смольнинском суде, ООО «Горизонт» уже не существовало, оно перекрестилось в «Неву-Балт». Служители Фемиды, по словам Натальи Юрьевны, и не собирались посылать повестки ответчику («ведь они съехали и все равно ее не получат…»). В «стодесятый» раз «штурмуя» двери мебельной фирмы, Наталья Юрьевна взяла с собой участкового. Последний был проигнорирован ловкачами-бизнесменами так же цинично, как и она сама. Так шли в течение года одно за другим судебные заседания: ответчик не являлся, вопрос не решался.
Сила печатного слова
Ефремова уже устала обращаться в различные инстанции. Те, кому положено защищать потребителя, только беспомощно разводили руками: если предприятие перерегистрировано, значит, претензии предъявлять уже некому. Пострадавшая уже совсем отчаялась доказать свою правоту, как вдруг на глаза ей попалась заметка в газете «Петербургское качество» про ее тяжбу.
С газетой в руках Наталья Ефремова вновь пошла по знакомым ей уже инстанциям. Печатное слово подействовало на чиновников. Не прошло и месяца, как обманутой покупательнице вручили исполнительный лист. Смольнинский федеральный суд Центрального района Санкт-Петербурга , рассмотрев гражданское дело по иску Ефремовой Н.Ю. к ООО «Горизонт», решил взыскать в ее пользу убытки в сумме 27.540 рублей, неустойку в сумме 27.540 рублей, компенсацию морального вреда в сумме 1000 рублей и расходы в сумме 6450 рублей — всего 62.530 рублей.
Но, к сожалению, на этом мытарства Ефремовой далеко не закончились. Присудить законную компенсацию – это в России еще полдела. Праздновать окончательную победу покупательница будет тогда, когда получит деньги на руки.
Редакция «ПК» желает Наталье Юрьевне скорейшего наступления этого момента, и будет продолжать следить за развитием событий.
Благодарим за помощь в подготовке материала Центр экспертиз и контроля качества мебели, тел. 232-73-24.
Всеволод Вишневецкий