Первая в России бесплатная газета для потребителей, зарегистрирована 06 ноября 1998 г.

Если у вас нету связи и вам не поможет салон...

Сотовый телефон сегодня – уже не роскошь, а потому, приобретая даже недорогую модель, покупатель надеется получить качественный и надежный аппарат и соответствующее послепродажное сервисное обслуживание. Однако, как показала практика, даже солидные фирмы, занимающиеся реализацией сотовых телефонов, не всегда являются гарантом приобретения качественного товара, равно как и надлежащего уровня обслуживания покупателей. Вот лишь несколько примеров конфликтных ситуаций, возникших между продавцами и клиентами, вынужденными в результате обратиться за помощью в Межрегиональную общественную организацию потребителей (МООП) «Содействие».

И технически сложный товар подлежит возврату и замене

Елена Владимировна Фокина приобрела сотовый телефон «LG-3200» в магазине сети «Ультра-стар». В течение гарантийного срока телефон трижды сдавался в мастерскую для ремонта. Недовольная качеством телефона, Елена Владимировна попыталась вернуть товар в магазин — как некачественный. Администрация магазина принять товар и вернуть деньги отказалась, мотивируя это тем, что аппарат при продаже был исправен и, как сложное техническое устройство, возврату не подлежит. По рекомендации МООП «Содействие» Фокина повторно подала претензию со ссылкой на статью 18 ФЗ «О защите прав потребителей», где сказано: «Потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, если оно не было оговорено продавцом, вправе… потребовать… возврата уплаченной за товар денежной суммы». Лишь после этого магазин удовлетворил требования клиентки.

Илья Павлович Андреев приобрел мобильник «Fly» в магазине сети «Связной». Вскоре телефону понадобился ремонт. При обращении в гарантийную мастерскую выяснилось, что аппарат ранее вскрывался и ремонтировался, причем грубо и неквалифицированно. В гарантийном ремонте в связи с этим было отказано. При обращении в магазин с требованием вернуть деньги и принять обратно некачественный товар Илья Павлович получил отказ. Администрация обвинила покупателя в том, что это он-де сам вскрывал и ремонтировал телефон, а потому ни о каком возврате товара речи быть не может. При обращении в «Содействие» Андрееву было рекомендовано, в соответствии с пунктом 4 статьи 18 ФЗ «О защите прав потребителей», потребовать от продавца проведения экспертизы с целью установить причины возникновения неисправности и времени проведения негарантийного ремонта.

Максим Николаевич Лелюшкин купил сотовый телефон «Siemens M-55» в магазине сети «DIXIS». В течение гарантийного срока дважды сдавал телефон в ремонт, но устранить различные дефекты (сбои в программном обеспечении, самопроизвольное выключение телефона, сбои в работе сим-ридера и т. д.) в мастерской не смогли. В магазине принять товар обратно и вернуть деньги отказались, сославшись на то, что технически сложный товар возврату не подлежит. При обращении в МООП «Содействие» Максиму Николаевичу было рекомендовано подать претензию администрации магазина со ссылкой на ст.18 ФЗ «О защите прав потребителей», согласно которой товар с существенными недостатками подлежит возврату или замене, даже если он является технически сложным товаром.

Прежде всего будьте внимательны!
Как видно из сказанного, продавцы стараются отказаться от своих обязательств, используя незнание потребителями их законных прав. А порою и вовсе пытаются под видом нового товара продать бывший в употреблении телефон, как в случае с И. П. Андреевым. Иногда же нам стараются всучить несертифицированный телефон, который потом не примут в ремонт в гарантийной мастерской. Характерно и то, что большинство подобных нарушений происходит в небольших торговых точках, расположенных в крупных торговых комплексах или магазинах. Видимо, отсутствие постоянного контроля со стороны руководства крупных операторов провоцирует продавцов на подобные авантюры.

Что же необходимо знать при покупке сотового телефона, чтобы не стать жертвой произвола продавца? Прежде всего следует быть внимательным. Не стесняйтесь требовать не только проверки работоспособности аппарата, но и предъявления сертификата качества на него, свидетельствующего о том, что данная модель сертифицирована для продажи на территории России. Также вы можете потребовать предъявить сертификаты соответствия на комплектующие к телефону (зарядное устройство, аккумулятор). В противном случае есть риск приобрести аппарат, ввезенный в Россию незаконно, либо получить телефон с некачественными комплектующими, что скажется на его работоспособности. К тому же такой аппарат не получит гарантийного обслуживания в сервисном центре.

Если же вы приобрели телефон и обнаружили неисправность, устранить которую невозможно, или у вас есть сомнения в том, что приобретенный товар сертифицирован, вы имеете право потребовать от продавца проведения экспертизы за его счет согласно п. 4 ст.18 ФЗ «О защите прав потребителей». Экспертиза призвана установить наличие существенных недостатков товара или его потенциальную непригодность к использованию на территории РФ из-за отсутствия сертификата соответствия. В этих случаях закон обязывает продавца выполнить требования покупателя о замене товара или возврате денежных средств.

Если же ваша жалоба не будет удовлетворена, то данное обстоятельство является основанием для подачи иска в суд на торгующую организацию.

За дополнительной информацией вы можете обращаться в Межрегиональную общественную организацию потребителей «Содействие» по телефонам:
(812) 164-87-01,
(812) 325-34-93.

Ренат ЯФИЗОВ, юрисконсульт МООП «Содействие»