Первая в России бесплатная газета для потребителей, зарегистрирована 06 ноября 1998 г.

Если доктор не прав, пациенту поможет знание прав

О пятнадцати правах пациента при предоставлении ему услуг государственным медицинским учреждением, установленных «Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан», редакция «ПК» уже рассказывала. Однако обращения горожан свидетельствуют о том, что существует немало проблем с реализацией этих прав.

Вот выдержки из письма нашей читательницы О. В. Потаповой:

«У меня разболелась нога ни с того ни с сего - да так сильно, что я с трудом могла передвигаться по квартире. Раньше такого не было. Надо на работу на другой конец города ехать, а я даже до поликлиники, чувствую, не дойду - так больно. Вызвала на дом участкового. Врач начала с претензий: зачем вызвала на дом, да еще так далеко от поликлиники, и идти-то пришлось по дождю, по грязи - могла бы и сама прийти. Заметила, что приучила всех своих пациентов самих ходить на прием. И я, мол, не исключение… Выслушав мои жалобы, врач сказала, что у меня, похоже, самый обычный остеохондроз, молча выписала какие-то неизвестные мне таблетки и мазь и ушла. Так как больничного она мне не дала, пришлось отпрашиваться с работы в частном порядке, надеясь на понимание начальства. Ходить я не могла еще несколько дней. От посещения врача у меня остался неприятный осадок и ощущение, что я, симулянтка, оторвала от серьезных дел занятого человека».

Мы попросили прокомментировать это письмо юриста, начальника отдела защиты прав застрахованных граждан Территориального фонда ОМС Геннадия ЛОПАТЕНКОВА.

Не информировать пациента - уже нарушение
- Возникновение неудовлетворенности оказанной медицинской услугой - очень типичная ситуация. Давайте разберемся, результатом чего она явилась.

Даже не читая медицинские документы пациентки, можно с уверенностью сказать: результатом некачественной медицинской помощи - даже при том, что диагноз и лечение врач определил грамотно (а оспаривать это мы не имеем права без решения консилиума специалистов). Но тем не менее автор письма не получила от врача адекватной информации о том, что с ней происходит, как долго может продлиться ее болезненное состояние, почему и чем ее будут лечить, нужно ли еще обследоваться и чем это грозит. Таким образом, врач нарушил право пациента на «информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство». Оно существует с 1993 года и является ключевым правом пациента, которое не позволяет врачу начать лечение, не объяснив, что с больным происходит, как это сегодня лечится, в какие сроки и что доктор будет делать. Назначая лечение, врач должен спросить пациента, согласен ли он с ним. А тот может не согласиться и, допустим, сказать: «Я не хочу принимать эти таблетки, пока не обследуюсь дополнительно у невропатолога». И врач не вправе отмахнуться от пожелания пациента. Потому что даже мазь - это тоже медицинское вмешательство. Любое, не только лекарственное, но даже словесное действие, которое приводит к изменению функционирования нашего организма, есть медицинское вмешательство. Ни одну таблетку, ни одну мазь нельзя назначить пациенту, не объяснив ему ее действие. Если же доктор этого не сделал или предоставил лишь часть информации - право пациента нарушено, качество услуги -ненадлежащее.

Нарушено в приведенном примере и право «на уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и обслуживающего персонала», которое заявлено не только в российском, но и в международном законодательстве как первостепенное. Причем «уважительное» и «гуманное» - два разных понятия. Первое подразумевает не только доброжелательное отношение медработника к человеку, но и знание, понимание и соблюдение им его прав, в первую очередь - прав пациента. Гуманное отношение - это понимание того, что перед тобой уникальная, страдающая, нуждающаяся в помощи человеческая личность.

Право надо уметь предъявить
Итак, мы дали правовую характеристику ситуации. Но станет ли легче от этого автору письма? Что же ей делать дальше?
Зачастую пациенты, попадая в аналогичные ситуации, просто машут рукой, оставаясь один на один со своими проблемами и обидами, не желая «выглядеть склочниками»: ведь им еще не раз придется обращаться к этому врачу в поликлинику. Но когда человек грамотно заявляет о своем праве - это вовсе не проявление конфликтности, а признак потребительской грамотности. Если же пациент его не предъявил - по незнанию или излишней скромности, вероятность получения качественной помощи становится меньше. Кроме того, к пациенту, знающему свои права, отношение всегда более уважительное.

Есть у пациента и другие права. Например, право поменять своего лечащего врача, если с ним не получается нормального контакта. Для этого надо просто направить заявление главному врачу поликлиники, причем причину своего намерения указывать не обязательно. Имеет пациент и право на проведение консилиума и консультаций других специалистов, даже если его лечащий врач посчитал это необязательным. Если пациент хочет обследоваться в другой поликлинике, в том числе и платной, он имеет еще одно право - на получение копии медицинских документов (медкарты). На руки оригинал этого документа не выдается, так как он является протоколом взаимоотношений с пациентом и собственностью медицинского учреждения. Реализуется это право также просто: пациент пишет заявление на имя главврача о том, что «в соответствии с ч. 4 ст. 30 «Основ законодательства о здоровье граждан» просит выдать копию своей медицинской карты. И опять причину объяснять не требуется. В течение месяца администрация медучреждения обязана сделать ксерокопию документа, прошнуровать, заверить и отдать ее пациенту бесплатно. Если это право окажется нарушенным, на главврача налагается административная ответственность и штраф от 10 до 100 МРОТ.

По поводу нарушения ваших прав пациента можно обратиться к руководителю медучреждения или в свою страховую компанию. Помните, лечиться у правонарушителей небезопасно.

Алла ФЕСЕНКО