Первая в России бесплатная газета для потребителей, зарегистрирована 06 ноября 1998 г.

Возникнут ли мучения в процессе обучения?

Могут, если студент незнаком с правами потребителя образовательных услуг

Вот и прозвучал для миллионов молодых россиян последний школьный звонок — скоро начнется горячая пора поступления в вузы. Однако будущих студентов ожидают в перспективе не только новые знания, но и немало проблем в ходе их получения. В связи с этим «ПК» решило поднять наиболее актуальные вопросы защиты прав потребителей в сфере высшего профессионального образования. Ну а ответить на них взялись специалисты Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Информация должна быть доступной и достоверной

При поступлении абитуриенту было отказано в ознакомлении с учебным планом. Какая информация должна быть предоставлена при заключении договора на оказание платных образовательных услуг?

Уже на стадии выбора образовательного учреждения каждый потенциальный студент является потребителем, а значит, имеет права, предоставленные ему Законом РФ «О защите прав потребителей».

Одной из самых необходимых является информация об исполнителе. Согласно Закону РФ «О защите прав потребителей» исполнителем является организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющий работы или оказывающий услуги по возмездному договору.

Согласно статье 9 Закона РФ «О защите прав потребителей» исполнитель должен иметь вывеску с указанием фирменного наименования (наименования) и юридического адреса. Наименование высшего учебного заведения устанавливается при создании и изменяется в обязательном порядке при изменении его статуса. В случае если в наименовании высшего учебного заведения употребляется специальное название (консерватория, высшее училище и др.), наряду с ним указывается вид высшего учебного заведения (п. 6 ст. 9 Федерального закона РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»).

Важным документом является устав образовательного учреждения. Абитуриенты должны быть с ним ознакомлены, и в материалах личного дела должна иметься об этом отметка (п. 2 ст. 16 Закона РФ «Об образовании»). В уставе вуза отражаются характеристики организации образовательного процесса, права и обязанности студентов, преподавателей, перечень платных образовательных услуг и порядок их предоставления. В уставе же указываются все структурные подразделения, филиалы и отделения вуза (п.1 ст. 13 Закона РФ «Об образовании»).

Любой вуз, оказывающий образовательные услуги за плату, обязан до заключения договора предоставить потребителю достоверную информацию не только об исполнителе, но и об образовательных услугах (ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей»).

Согласно п. 8 Правил оказания платных образовательных услуг эта информация в обязательном порядке должна содержать:
• уровень и направленность основных и дополнительных образовательных программ, формы и сроки их освоения;
• перечень образовательных услуг, стоимость которых включена в основную плату по договору, и перечень дополнительных образовательных услуг, оказываемых с согласия потребителя, порядок их предоставления;
• стоимость образовательных услуг, оказываемых за основную плату по договору, а также стоимость образовательных услуг, оказываемых за дополнительную плату, и порядок их оплаты; • порядок приема и требования к поступающим.

По требованию потребителя исполнитель обязан предоставить для ознакомления:
• основные и дополнительные образовательные программы, стоимость образовательных услуг по которым включается в основную плату по договору;
• дополнительные образовательные программы, специальные курсы, циклы дисциплин и другие дополнительные образовательные услуги, оказываемые за плату только с согласия потребителя; • перечень категорий потребителей, имеющих право на получение льгот, а также перечень льгот, предоставляемых при оказании платных образовательных услуг (п. 10 Правил оказания платных образовательных услуг).

Но и это еще не все. По просьбе потребителя исполнитель обязан сообщать другие относящиеся к договору и соответствующей образовательной услуге сведения. Согласно Закону РФ «О защите прав потребителей» информация должна быть достоверной (ст. 8).

Кроме того, образовательное учреждение должно в наглядной и доступной форме доводить до сведения потребителей информацию о самих Правилах оказания платных образовательных услуг ( ст.10 Закона РФ «О защите прав потребителей»), которые утверждены постановлением Правительства Российской Федерации № 505 от 5 июля 2001 года.

ВУЗ скрыл отсутствие государственной аккредитации
С институтом был заключен договор на оказание платных образовательных услуг, в котором указано, что закончившим будет выдан диплом государственного образца. При переводе в другой вуз была выдана академическая справка установленного образца. Должны ли были выдать студенту справку государственного образца?

Выдача документов об образовании установленного образца означает, что учебное заведение не имеет государственной аккредитации.

Ознакомление абитуриента со свидетельством о государственной аккредитации по выбранному им направлению подготовки (специальности) или факт отсутствия указанного свидетельства должны быть зафиксированы в приемных документах и заверены личной подписью абитуриента (п. 2 ст. 16 Закона РФ «Об образовании»). Государственная аккредитация учебного заведения означает, что уровень подготовки выпускников соответствует по содержанию и качеству требованиям государственных образовательных стандартов (п. 17 ст. 33 Закона РФ «Об образовании»).

Высшее учебное заведение, имеющее государственную аккредитацию, выдает выпускникам документы государственного образца о соответствующем образовании с официальной символикой Российской Федерации.

Академическая справка государственного образца также может выдаваться вузом только по специальностям и направлениям подготовки, по которым высшее учебное заведение имеет государственную аккредитацию.

Скорее всего вуз, о котором идет речь, не имеет государственной аккредитации. В таком случае можно считать, что вуз нарушил право потребителя на своевременное получение необходимой и достоверной информации.

По материалам Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

В ближайших номерах «ПК» вы найдете ответы на другие актуальные вопросы защиты прав потребителей в сфере высшего профессионального образования.