Ваш новенький мобильный телефон может оказаться далеко не первой молодости. Удивлены? Дело в том, что сегодня в торговые сети Петербурга поступают телефоны, которые уже были отремонтированы и обрели вторую жизнь в замененном корпусе. К сожалению, о том, что перед вами - секонд-хэнд, вас никто не предупредит. О том, какие мобильники сегодня самые надежные и какие компании, занимающиеся их реализацией, наиболее честны с покупателями, рассказывает руководитель Экспертно-информационного центра "Общество потребителей Санкт-Петербурга и Ленобласти" Татьяна Суетова.
- Качество мобильных телефонов - это сегодня больная тема. К сожалению, в экспертный центр Общества потребителей поступают жалобы на трубки абсолютно всех фирм-изготовителей, которые представляют свою продукцию на российском рынке. Конечно, на одни телефоны жалуются меньше, а на другие больше, но нет ни одной компании, чьи мобильники не вызывали бы нареканий.
То же самое можно сказать и о компаниях - продавцах мобильных телефонов. Ведь все они торгуют одними и теми же аппаратами. Другое дело, как они строят свою работу в отношении урегулирования претензий потребителей. Одни честно решают проблемы по закону, другие гоняют недовольного покупателя по кругу, добиваясь, чтобы человек просто махнул на все рукой.
С какими претензиями нам приходится сталкиваться чаще всего? Сегодня можно выделить две главные проблемы потребителей.
Новое - хорошо отремонтированное старое
- Покупатель приобретает новый телефон, пользуется им 1-3 месяца, потом аппарат внезапно выходит из строя. Владелец отправляется в сервисный центр, поскольку срок гарантийного обслуживания еще не истек. Телефон принимают в ремонт, причем при потребителе его не вскрывают, производя только внешний осмотр. Через неделю, когда покупатель возвращается за телефоном, ему в сервисном центре заявляют, что телефон подвергался несанкционированному ремонту, поэтому с гарантии его снимают. Стоимость ремонта практически равна цене нового мобильника. Зачем тайком ремонтировать аппарат на гарантии? Это дорого и бессмысленно. Но на все заверения растерянного и возмущенного потребителя, что телефон не подвергался кустарному ремонту, в сервисе никакого внимания не обращают.
В чем дело? Наши эксперты сделали вывод, что в торговые сети города поступают телефоны, которые уже были отремонтированы, у них заменили корпус, и они обрели вторую жизнь. Грубо говоря, это секонд-хэнд, который выдается за новый аппарат. Каким образом они попадают в продажу - отследить сложно, поскольку магазины закупают их у многочисленных поставщиков, которые далеко не первые в торговой цепочке. Магазины и сами страдают от таких "современных средств связи". Однако это не оправдывает их нежелания решать вопрос в пользу покупателя.
Увы, доказать свою правоту очень трудно, практически невозможно. Теоретически провести экспертизу, способную определить, когда был проведен такой ремонт, можно, только это обойдется настолько дорого, что сама идея бессмысленна.
Мы же тем, кто к нам обратился, оказавшись в такой ситуации, рекомендуем подавать заявление в суд и уже в судебном порядке доказывать, что ремонтировать тайком гарантийный телефон не стал бы никто в здравом рассудке. Доказать обратное - бремя ответчика.
За качество не отвечаем?
- Вторая по распространенности проблема такова: когда в сервисной службе покупателю отказывают в ремонте, обнаружив во вскрытом телефоне (опять же не на глазах клиента) точечную коррозию. Причину коррозии называют не задумываясь - в телефон попала вода, а значит, потребитель нарушил правила эксплуатации.
Между тем, залитый телефон видно сразу, вода не может попасть только на какие-то определенные точки, вызвав там коррозию. Локальный характер коррозия носит только в одном случае - допущен дефект производственного характера - на конвейере были плохо обработаны места пайки. Конденсат, высокая влажность воздуха в Петербурге, нагревание при работе - и плохо обработанные места подвергаются коррозии. Тут уж покупатель точно ни при чем. Но доказать это сложно, опять-таки выход один - обращаться в суд.
К слову, производственный брак может случиться у любого производителя, но только те, которые дорожат своей репутацией, отслеживают такие факты. Например, мы обращались с подобными случаями в представительство компании "Samsung". Там запросили официальное письмо с подтверждением фактов обнаружения точечной коррозии в результате экспертиз мобильных телефонов этой компании и выразили готовность их рассмотреть, а также решить вопрос в пользу потребителей.
На кого жалуются меньше?
На взгляд отличить, что перед вами трубка, уже бывшая в употреблении или с производственным дефектом, невозможно. Это выявится уже в процессе эксплуатации. От подобных неприятностей не застрахован никто - ни покупатель, ни продавец. Как я уже сказала, сегодня нет ни одной компании-производителя и ни одного торгового предприятия, на работу которых не поступали бы жалобы.
Можно порекомендовать всем потребителям обращаться в службу Общества потребителей "Советуйся до покупки". Мы не занимаемся рекламой и можем давать советы только исходя из числа разрешенных или неразрешенных обращений граждан. Поэтому рекомендуем приобретать те мобильные, на которые меньше всего нареканий, и у тех продавцов, на которых не только поступает меньше всего жалоб, но и максимально корректных в разрешении споров с потребителем. На сегодняшний день это телефоны фирм "Nokia" и "Motorola" и сети магазинов "Ультра", ЗАО "Телеком Поинт", "Мир Техники".
Конечно, выбор только за покупателем, но в любом случае избегайте необдуманных покупок, внимательно ознакомьтесь со всей документацией на телефон, потребуйте продемонстрировать его в работе прямо в магазине - и прежде всего конкретно интересующие вас функции этой модели. Выясните адрес и телефон центрального офиса сети (рядовой продавец не уполномочен разрешать претензии), ее сервисный центр.
И помните, что при покупке телефона лучше всего выбирать надежные и недорогие модели, потому что модельный ряд постоянно меняется, да и для здоровья человека мобильный лучше менять каждые 1,5-2 года.
Обращайтесь в службу "Советуйся до покупки"
(271-13-14) и в экспертный центр "Общества потребителей" (576-65-46).
Подготовила
Любовь Суслова