Михаил Михайлов, директор гатчинской кондитерской фирмы ООО «Изюминка», создал собственное предприятие, когда ему исполнилось всего 25 лет. Начинал буквально с нуля, и всего в своей жизни добился сам. Сегодня, восемь лет спустя, предприятие хорошо известно на рынке кондитерской продукции Северо-Западного региона высоким качеством своей продукции. Сам Михаил Викторович считает, что добился успеха именно благодаря тому, что в работе компании изначально делал ставку на качество кондитерских изделий и от этого принципа не отступал никогда. Отдыхать от любимого дела предпочитает не на диване, а на футбольном поле – до недавнего времени играл за гатчинскую футбольную команду, да и сейчас часто гоняет мяч с друзьями вместо обеденного перерыва. Занимается плаванием.
Крепкий орешек
- Михаил Викторович, как вам пришла в голову идея создания кондитерской фирмы?
- Можно сказать, что к этому меня привела судьба. Ведь изначально я выбрал совершенно другое направление в своей жизни. После школы окончил железнодорожный техникум, поступил в Санкт-Петербургский университет путей сообщения. Потом служил в армии. Из армии демобилизовался зимой 1992 года, а восстановиться в институте мог только осенью, но полгода мне терять не хотелось. В Смольном открыли Институт международного менеджмента, мне это показалось интересным. Через полгода, в конце обучения, мне предложили возглавить небольшой кондитерский кооператив «Орешек». Осенью 1993 года я восстановился в университете путей сообщения, перевелся на экономический факультет и, параллельно учебе, работал в кооперативе. Через три года, в 1996 году, я подумал, что мне гораздо интереснее было бы создать собственное кондитерское предприятие. Так появилась «Изюминка» (название, кстати, придумала моя мама).
Взял в «Руссобанке» кредит, арендовал помещение на военном заводе в Гатчине. С этого все и началось. До нас в Гатчине больше двадцати лет не было кондитерского производства. В 2004 г. окончил Российско-немецкую высшую школу управления при правительстве РФ.
- Что было самым сложным на этапе становления фирмы?
- Все было непросто. Поддерживало желание доказать, что мы сможем, что мы что-то умеем. Большие проблемы были с кадрами. Начинали с того, что у нас было всего пять кондитеров. Трудно пришлось и со сбытом продукции. Так, первые полгода работали лишь с тремя клиентами. Переломить ситуацию смогли только благодаря тому, что изначально старались выпускать качественную продукцию. Убеждали покупателей не громкой рекламой, а своим трудом. Конечно, мы тогда только учились, что-то получалось, что-то нет. Но от изначально поставленной задачи – выпускать только качественную продукцию - никогда не отступали.
- Что вы считаете своим главным успехом?
- То, что мы создали свою собственную производственную базу. Больше пяти лет мы работали на арендованных площадях, а в 2002 году у нас появилось свое здание и производственные площади. Без этого невозможно говорить о самостоятельности. Когда ты арендуешь площади, тебя могут попросить оттуда в любой момент, а собственник – это совсем другое. Появляется уверенность в завтрашнем дне. За последние полтора года мы вложили много средств в модернизацию и развитие производства. Оснастили собственную лабораторию, закупили современное холодильное оборудование, оборудовали несколько новых цехов. Сегодня наша лаборатория отслеживает поэтапно всю производственную цепочку - от входящего сырья до сдачи готовой продукции на склад.
Кадры решают всЁ
- За эти годы развалилось немало бойко начинавших предприятий. Как вам удалось удержаться на плаву?
- Я считаю, что самое главное для руководителя – это порядочность. Нужно думать не о быстрой сиюминутной прибыли, а заботиться о будущем – как твоем, так и тех людей, с которыми ты работаешь.
Сегодня на «Изюминке» трудится 110 человек. Мне нравится, какой коллектив подобрался за эти годы. Кадры, как известно, решают все. А сегодня потребность в профессиональных кондитерах для Петербурга и Ленобласти удовлетворена только на 40–50 процентов. И думая о будущем, мы заключили на пять лет договора с училищами Северо-Запада на подготовку молодых специалистов. Производственные площади нам позволяют брать студентов на практику, поможем им совместить теорию с производством и лучших оставим работать у нас. К слову, «Изюминка» предоставляет весь соцпакет для своих сотрудников.
«Фиалки Монмартра» фигуре не помеха
- Сегодня на прилавках такой огромный выбор сладостей, что покупателям нетрудно и растеряться. В чем изюминка вашей продукции?
- Наша изюминка в том, что мы постоянно работаем над ассортиментом, в результате чего выпускаем интересные, необычные новинки, которые и являются нашей визитной карточкой.
Сегодня мы предлагаем покупателям порядка 50 наименований тортов, 20 видов пирожных, рулеты и вафли. Причем я имею в виду действующий прайс, который у нас постоянно обновляется. Мы внимательно следим за спросом, отслеживаем каждый вид продукции. То, что не пользуется большим спросом, снимаем с производства, а вместо этого предлагаем лучшие новинки. То есть весь ассортимент – это народные хиты.
Что сегодня пользуется спросом у покупателей? Почти на спаде волна популярности тортов со сливками и фруктами. В 2001 году мы одними из первых запустили в продажу эти воздушные и эффектные лакомства и получили благодарный покупательский отклик. Сегодня бум на них прошел, хотя сливки с фруктами все же до сих пор продаются в больших количествах, чем все остальные виды изделий. Возвращается популярность масляных и сметанных тортов, которые в последние годы вообще не пользовались спросом. С удовольствием покупают люди и наши торты со сгущенкой. На подъеме интерес к новинкам сезона - тортам со сливками с различными наполнителями - с творожным, фруктовым или шоколадным вкусом. Это и не суфле, и не совсем сливки в их традиционном понимании.
Последняя наша новинка – торт «Фиалки Монмартра». Мы его только-только запустили, но он сразу стал лидером продаж. Сочетание бисквита и сливок со свежей черникой делает его не только вкусным, но и очень эффектным: необычный розово-сиреневый цвет торта украшает любую витрину и сразу привлекает взгляд. На его основе родились две производные – это «Малиновый звон» (сливки со свежей малиной) и «Татьяна» (сливки с абрикосом).
Из пирожных сейчас очень хорошо покупают те, что изготовлены из заварного низкокалорийного теста. Очень любят наши вафли, которые мы выпускаем по собственной технологии. Вафельный лист печется автоматически под высокой температурой считанные секунды, что позволяет сделать его очень нежным, очень хрустящим. Недавно запустили новинки – вафли «Хрустящая сказка», «Полосатые» - название появилось благодаря сочетанию классического и шоколадного вафельных листов, прослоенных сливочной начинкой, и «Северная Пальмира».
А для того чтобы потребители могли оценить и распробовать новинки, мы регулярно проводим в магазинах дегустации нашей продукции.
- Кстати о калориях - как вы относитесь к утверждению, что сладкое вредно, особенно для фигуры?
- Во-первых, как я уже отметил, мы стараемся, чтобы среди нашего ассортимента смог для себя найти лакомство любой покупатель – и тот, что пристально следит за фигурой, тоже. Во-вторых, все сливки, используемые для наших тортов, – растительные. Они низкокалорийные, не содержат холестерина, при этом вкусные и натуральные. Вреда фигуре – никакого, только одно удовольствие. Плюс свежие фрукты. А в-третьих, надо себя баловать сладким хотя бы потому, что уже доказано - оно помогает снять стресс и повышает настроение.
- Интересно, а существует мода на торты?
- В определенном смысле - да. И законодателями в этом вопросе сегодня выступают Россия и Германия. Все дело в том, что в отличие от названных двух стран, у прочих европейских государств нет крупных кондитерских производств. Распространена система производства сладостей при кафе или магазинах. В Европе в моде минимализм: ровная гладкая поверхность тортов с какой-нибудь единственной абстрактной завитушкой из шоколада. Рюшечек и розочек на тортах не увидишь. Думаю, что эта европейская сдержанность скоро станет популярна и у наших кондитеров.
Футбол на сладкое
- Скажите, а вы сами любите сладкое?
- Скажу честно - отношусь к нему спокойно. Хотя перед тем как начал работать в этой отрасли, сладкое очень любил. Наверное, просто наелся. Меня часто спрашивают, как же я оцениваю новинки перед тем, как запустить в продажу. А я доверяю своим технологам. И дегустирую только при спорных мнениях.
Хотя есть один торт «Изюминки», который я считаю своим любимым и могу соблазниться, – это торт «Свежесть». В составе медовые коржи, сливки с творожным вкусом, изюм и сверху шоколадная посыпка.
- А в вашей семье сластены есть?
- В семье торты и пирожное тоже редко едят – потому что жена до недавнего времени тоже была моей коллегой. Мы познакомились с ней еще в кооперативе «Орешек». Сейчас она перешла работать в торговую организацию. Так что ее тоже тортами не удивишь. Разве что сын любит сладкое. Ему пять лет, и он с удовольствием не только ест продукцию «Изюминки», но и приходит ко мне на работу и наблюдает, как ее выпускают.
- Как он относится к тому, что эти торты – папины?
- Заявляет, что тоже будет директором кондитерской фабрики. Хотя сейчас его гораздо больше интересуют компьютеры.
- Если сладким вы не увлекаетесь, чем тогда повышаете настроение?
- Для меня лучшее развлечение и отдых – это футбол и плавание. Плавать стараюсь регулярно - 2–3 раза в неделю. Что касается футбола, то до недавнего времени играл за гатчинскую команду. Сейчас часто играем с ребятами уже просто для удовольствия – во время обеденного перерыва, вернее, вместо него.
Еще одно мое увлечение – путешествовать по городам России, хотя в полном смысле путешествиями это назвать нельзя. Два последних города, куда мне удалось съездить, – Новгород и Старая Русса. Такая красота, лучше всякой заграницы!
Торты «Изюминка» и вафли «Сливочные» ООО «Изюминка» по итогам экспертиз 2004 года получили право маркироваться знаком «Петербургское качество. Проверено и одобрено».
Беседовала
Любовь СУСЛОВА
Фото автора