Первая в России бесплатная газета для потребителей, зарегистрирована 06 ноября 1998 г.

«Дольке бразильского апельсина консерванты противопоказаны»

Соки и нектары торговых марок «Долька», «Троя Золотая», «Нектаринка», сокосодержащие напитки «Соковичок» — продукцию завода ООО «Троя-Ультра» — хорошо знают не только петербуржцы, но и миллионы жителей всей России. В сентябре это предприятие отметило юбилей: пять лет исполнилось с того дня, как с его первой линии к потребителям сошла первая упаковка сока. Сегодня ООО «Троя-Ультра» входит в пятерку крупнейших отечественных производителей соков, а его продукция удостоена престижных дипломов конкурса «Сделано в Петербурге» и Союза товароведов России; в этом году компания получила диплом «Gazelle бизнеса 2004». Об этих замечательных соках, а также о превратностях судьбы, подаривших нам, потребителям, любимую всеми «Дольку», мы беседуем сегодня с директором ООО «Троя-Ультра» Владимиром МАТВЕЕВЫМ.

Разве мог предполагать в недавних еще 90-х годах талантливый и перспективный выпускник Политехнического института, инженер-испытатель электрических машин НИИ «Электросила», что судьба готовит ему совсем иную профессиональную стезю, хотя и не менее интересную и благодарную? Но жизнь распорядилась так, что Владимиру Матвееву оказалось суждено выпускать для россиян вкусные натуральные соки — в качестве генерального директора крупнейшего завода по производству соков ООО «Троя-Ультра».

Новая «игра» на победу
— Владимир Адольфович, «Троя-Ультра» — ваше любимое детище, которым вы сегодня живете… А как сложилась бы ваша судьба, не случись в стране тех передряг 90-х годов?
— Я бы остался инженером, занимался бы прикладной наукой в НИИ «Электросила», получил бы ученую степень и, без сомнения, добился бы в своей специальности определенных успехов, – очень много творческих и потенциальных сил я вкладывал в свою любимую работу. Испытание электрических машин — область крайне интересная, редкая и ценимая. Но безрадостная ситуация, характерная для моего поколения выпускников вузов конца 80-х, сделала невозможным полностью реализовать себя в ней. Многие прекрасные специалисты, которые могли бы сильно продвинуть прикладную науку и промышленность, оказались вынуждены проявить свои лучшие качества в других областях. Вот и я, инженер первой категории, не мог обеспечить свою семью средствами даже на питание. В итоге десять лет напряженной учебы и работы по моей сложной специальности ушли для меня в «историю». Это, конечно, обидно. Однако в целом считаю, что все те изменения, которые произошли и происходят в стране, только во благо всем нам. И это моя позиция — даже не служебная, а гражданская. Ведь только сейчас мы начинаем по-настоящему глубоко понимать, в каком тоталитарном обществе мы жили и каких свобод не имели. Надеюсь, что если не мы, то наши дети точно смогут ими воспользоваться в полной мере, и жизнь у них будет более полноценной.

— Как начинался ваш бизнес?
— Работал в разных областях бизнеса с 1993 года, к 1998 году появилось желание создать производство в такой отрасли, которая не подвергалась бы влиянию политической ситуации, мгновенной конъюнктуры, продукция которой будет востребована всегда. Реальность же в то время была такова: на нашем рынке господствовали импортные продукты питания. В том числе и соки на прилавках были более чем на 60% привозные. И здравый взгляд на экономику того времени подсказывал: импортозамещение отечественными товарами неминуемо. Мы просчитали, что вполне можем выйти на «игровое поле» и не оказаться в «аутсайдерах». Только вот здоровых амбиций у нас тогда почему-то было маловато – сегодняшних объемов производства мы тогда еще не планировали.

В пятерке сильнейших
— Сегодня ваши достижения высоки – вы входите в пятерку крупнейших производителей соков страны. А планы еще более амбициозны?
— Перелом в развитии компании произошел во второй половине 2002 года. Мы выросли профессионально, появилось четкое видение развития предприятия, постановки целей. Наши специалисты, включая менеджеров среднего звена, – профессионалы высокого уровня, знающие свое дело. Обороты компании с 2001 по 2003 год увеличились в два раза. В первом полугодии нынешнего года динамика роста объемов продаж увеличились на 95%. «Долька» и «Нектаринка» стали федеральными брэндами, они реализуются в 57 субъектах федерации. Все это позволяет нам говорить уже о том, что «Троя-Ультра» — самая динамично развивающаяся компания на отечественном соковом рынке. В первом полугодии объем продаж составил более 53 миллионов единиц продукции: из каждых четырех потребителей соков в России трое хоть раз в год, но покупают нашу продукцию. В следующем году мы постараемся каждого россиянина напоить нашими соками и нектарами. Так будет, потому что у нас есть не только амбиции, но и умение претворять их в жизнь.

— Вряд ли среди наших читателей найдутся те, кто еще не попробовал соки или нектары компании «Троя-Ультра», но все же давайте напомним ассортимент вашей продукции. В чем ее особенности?
— Наша продукция — это соки и нектары под торговыми марками «Долька», «Нектаринка», «Троя Золотая» и сокосодержащие витаминизированные напитки «Соковичок». Отмечу два важнейших качества нашей продукции. Первое: все наши соки и нектары имеют сертификаты детского питания. То есть они не содержат консервантов, искусственных ароматизаторов, красителей и прочих добавок, не сочетающихся с понятием «натуральный продукт», и рекомендованы для питания детей с двух лет. Это исключительно натуральные продукты. Они не просто вкусны, но и полезны как для растущего детского организма, так и для взрослых. Второе: мы позиционируем нашу продукцию в так называемом «эконом-сегменте», что означает удешевление товара, но мы это делаем не за счет снижения его качества, а за счет снижения затрат на продвижение продукции и сокращения издержек производства.

— С издержками понятно, а что означает снижение затрат на продвижение?
— В стоимость каждого товара, кроме стоимости непосредственно продукта и упаковки, входят также затраты на его рекламу и различные дорогостоящие мероприятия. У иных «раскрученных» (например, по телевидению) брэндов реклама порой может составлять до половины стоимости всего товара. Мы же, заявив о своей продукции как об «эконом-продукте», не позволяем себе вынимать дополнительные деньги из кармана покупателя, что на потребительских свойствах продукта не отражается. Это наша позиция, это концепция наших сегодняшних брэндов. Поэтому наши соки, при их стабильно высоком качестве, гораздо доступнее для жителей нашей страны.

— Что же составляет основу высокого качества ваших соков?
— Очень жесткий контроль качества на всех этапах производства. За качеством сырья строго следят сотрудники двух сертифицированных лабораторий – микробиологической и химической. Также мы жестко контролируем и наших поставщиков, регулярно посещая их заводы. Признанием высокого качества продукции нашего предприятия стало и подписание контракта между ООО «Троя-Ультра» и корпорацией «Соса-Cоla» об изготовлении соков под маркой «Minute Maid» для сети ресторанов «McDonalds». Выбор ООО «Троя-Ультра» в качестве партнера был обусловлен предварительным тестированием, которое проводили специалисты технического департамента корпорации «Coca-Cola». Техническая и технологическая экспертизы показали, что производство соковой продукции «Троя-Ультра» соответствует международным стандартам.

Заблуждений быть не должно!
— Владимир Адольфович, общаясь с нашими читателями–потребителями, я могу выделить ряд стойких потребительских заблуждений насчет отдельных продуктов питания. Один из таковых касается соков: сок в тетрапаке не может быть натуральным, так как у него долгий срок хранения… Развеете?
— Да, живуче еще подобное заблуждение, и не только это. Удивительно, но покупатели нередко путают даже значения слов «консервант»
(химическое вещество, позволяющее продукту сохраняться долгий срок) и
«концентрат» (сгущенный сок). Так вот насчет сроков хранения и натуральности продукта. Соки и нектары от «Троя-Ультра», упакованные в многослойные картонные пакеты фирмы «Тетра-Пак», действительно хранятся в течение года. Но достигается это не использованием консервантов (как я уже сказал, в наших соках их нет), а асептичной (безвоздушной) технологией упаковки продукта, первоначально прошедшего специальную термическую обработку, – пастеризацией: тридцатисекундным воздействием высокой температуры на продукт с последующим мгновенным охлаждением — такая современная технология позволяет сохранить практически все полезные вещества продукта.

— Другое потребительское заблуждение-стереотип: восстановленный сок делают, разводя сухой порошок с консервантом, чтобы не скис…

— Наши многие покупатели думали именно так, пока мы не рассказали им наглядно о том, какой производственный цикл проходит сок от «Троя-Ультра» от сочного плода на дереве до стакана на столе. Сделали мы это путем иллюстрированного рассказа о том, что это за продукт такой — натуральный сок, — размещенного на самой первой упаковке «Дольки».

Откликов получили очень много. Люди и благодарили, и удивлялись, и недоумевали: «Как интересно! А мы были уверены, что сок делается иначе и вовсе не натурален…» Так что информация оказалась познавательной и для детей, и для взрослых, и помогла разбить неправильное представление о производстве восстановленного сока. Это наше ноу-хау в продвижении товара путем просветительского общения с потребителем очень прибавило доверия к нашей продукции. Сегодня большинство наших потребителей знакомы с процессом производства соков. Совсем недавно «Долька» изменила свою упаковку, она стала ярче и современней, более удобной и теперь снабжена клапаном Re-Cap; хотя на ней сейчас нет этих иллюстраций, мы все равно пытаемся более подробно рассказать потребителям о том, как изготавливают соки. Например, в конце ноября в Петербурге пройдет акция «Долька – вкусное слово!», в ходе которой не только покупатели «Дольки» смогут выиграть замечательные призы, но и в дома ко многим жителям нашего города придет газета под названием «Соковые секреты», — в ней мы расскажем о тех «секретах», о которых не успеем рассказать вам…

— Владимир Адольфович, расскажите и нашим читателям, как же делается ваш сок?
— Сначала на заводах, расположенных в местах произрастания фруктов, готовится свежеотжатый сок. Ананасовый – в Таиланде, персиковый – в Южной Африке, яблочный – в России, а апельсиновый сок для нас готовят на немецком заводе в одном из штатов Бразилии. Я лично там был и наблюдал, как в изумительной чистоте и порядке из отборных и тщательно отсортированных апельсинов выдавливается сок. Затем из него по специальной технологии удаляется часть влаги, при этом образуется желеобразный продукт – сгущенный сок (концентрат), бочки с которым в холодильных камерах переправляются морским путем в Санкт-Петербург, на завод «Троя-Ультра». Мы возвращаем в соковую массу столько воды, сколько ее было оттуда изъято. Причем воду используем очищенную, соответствующую стандарту качества. Пастеризуем, разливаем восстановленный сок в упаковки, чтобы обеспечить продукту длительное хранение. Так что разговор о какой бы то ни было «химии» в тетрапаках в нашем случае просто неуместен.

Свой сок покупаю в магазине
— Владимир Адольфович, а какой вы сами потребитель – пристрастный?
— Скорее консервативный: есть у меня свои приоритеты среди производителей, которые я не меняю уже несколько лет. Называть не буду – ведь мы все коллеги, боюсь кого-то забыть. Но при этом, если я не употребляю какой-то продукт какого-то производителя, это вовсе не значит, что считаю его плохим. Сегодня качество российской и, в частности, питерской продукции значительно выросло. С гораздо большим подозрением я отношусь к импорту.

— У вас есть свои рецепты, как не попадать в те досадные ситуации, когда приходится искать потребительской защиты?
— От этого только один рецепт надежен – не покупать вообще ничего. Но это невозможно. Я не слышал ни одного полностью удовлетворительного отзыва от своих знакомых о выполненном ремонте или еще каких-то подобных услугах или работах. Но сегодня гораздо лучше, чем еще недавно, работают различные сервисные службы и жизнь простого потребителя стала гораздо комфортнее. Я это чувствую и на собственном опыте.

— У вас, Владимир Адольфович, как производителя соков, этот продукт, наверное, постоянно присутствует на обеденном столе?
— А как же! Обязательно. Только будете смеяться – я свой собственный сок покупаю в магазине.

— В целях контроля?
— Да нет, просто я часто забываю купить его на заводе. А в магазин иду обычно со списком необходимых продуктов, в котором указан и сок. Вот и покупаю.

— Какова обычная норма сока у вас на семью?
— Думаю, что на каждого приходится чуть меньше литра сока в день. Я люблю грейпфрут и вишню, младший сын — яблоко, старший – тоже грейпфрут и апельсин, супруга любит соки из фруктов послаще… У каждого свои пристрастия. Но натуральные соки, считаю, должны быть в ежедневном меню каждого человека.

— И последний вопрос от поклонников вашей продукции: ожидать ли нам новинок от компании «Троя-Ультра»?
Конечно. Мы уже разработали продукт совершенно нового сегмента. Он уже прошел внутреннее тестирование, сейчас к нему готовится красивая упаковка, согласовывается нормотехническая и технологическая документация. Это будет уже пятый брэнд, который мы выведем на рынок. Ну а что это будет – пусть это станет для вас подарком к приближающемуся Новому году.

Беседовала
Алла ФЕСЕНКО