Многие экспертизы и дегустации продуктов, с которыми наша газета постоянно знакомит своих читателей, проведены специалистами-экспертами аккредитованной лаборатории Всероссийского научно-исследовательского института жиров. Сегодня у нас в гостях — заведующая отделом сертификации ВНИИЖ Наталья Фролова.
- Наталья Николаевна, вы как руководитель лаборатории, безусловно, стоите на страже защиты прав потребителей. Сертификация товара в цепочке «производитель – потребитель» — надежный фильтр его качества?
- Схема защиты потребительского рынка проста и одинакова для всего мира. Она состоит из трех ступеней. Первая – контроль качества товара непосредственно производителем. Степень качества продукции сегодня стала главным фактором ее конкурентоспособности. Чем цивилизованнее рынок, тем значение этого фактора выше. Третья ступень – это надзор и контроль уже в процессе реализации продукции потребителям. Мы же, как орган по сертификации, находимся в центре схемы защиты потребительского рынка, между производством и прилавком. Мы независимы и от изготовителя, и от потребителя, наша цель в одном: провести объективную оценку качества продукта. И мы с этой задачей справляемся успешно.
- Тут наши читатели могут возразить: слишком часто газеты сообщают о многочисленных забраковках в ходе проверок объектов торговли контролирующими органами…
- Верно, забраковок на потребительском рынке немало. Но пусть потребители анализируют также их причины. Значительная часть забраковок приходится как раз на те товары, которые не имеют сертификатов соответствия. Производитель, заведомо зная о несоответствии качества своего товара, естественно, не стремится подтвердить его официально. (Отсюда сразу совет покупателям: всегда интересуйтесь наличием сертификатов у продавцов!) Другой род забраковок – некачественные товары с подделанными, фальсифицированными сертификатами. Также немало изъятой из торговли продукции с истекшим сроком реализации.
- Какая продукция проходит через вашу лабораторию?
- Вся, что содержит жировое сырье. А оно есть и в молочных продуктах, и в кондитерских, и в товарах бытовой химии, и в кормовых изделиях. У нас работают 11 экспертов, аттестованных Госстандартом, каждый из которых – специалист в сугубо своей определенной сфере.
- На основании чего они решают, быть, к примеру, некоему подсолнечному маслу определенного производителя на столах питерских потребителей или нет?
- Все испытания проводятся строго на основании нормативных документов и в соответствии с установленными законом требованиями. Тем не менее лабораторный анализ конкретного образца не всегда отражает реальную ситуацию с качеством всей продукции предприятия, поступающей на потребительский рынок. Допустим, мы испытали один образец, и он хорошего качества. Но мы, специалисты, должны быть уверены также и в том, что вся остальная продукция также будет соответствовать качеству этого образца. Поэтому эксперт, сертифицируя серийное производство товара, помимо испытаний делает также анализ всего производства: соответствует ли сегодняшним требованиям его нормативная база, правильные ли установлены требования к сырью, технологическому процессу; если продукция выпускается не по ГОСТу, то какие требования к качеству заложены в Технических Условиях на его изготовление.
Не экономьте на упаковке
- Тем не менее, часто ли вам приходится отказывать производителям в выдаче сертификата?
- Нечасто, но приходится. Цифра эта составляет процентов пять от количества поступивших заявок на сертификацию. Как правило, это связано с тем, что изготовитель или поставщик сам неправильно идентифицирует свой товар. То есть заявляет продукт не тем, чем он является на самом деле. Например, подает его как пищевую продукцию, а та оказывается кормовой. Некоторые импортные масложировые продукты действительно бывает трудно идентифицировать.
- Например, масложировые смеси и маргарины в красивых упаковках с различными «романтическими» названиями и отсутствием истинных обозначений этих изделий?
- Именно. Чего только не везли к нам раньше из стран СНГ, особенно из Беларуси! Сегодня таких случаев уже меньше. И тоже благодаря введению сертификации и новых стандартов по классификации масложировой продукции. Так, с 1 июля будет введен в действие новый ГОСТ на спреды и топленые смеси, в котором заложены совершенно новые требования к качеству масложировой продукции. Документ призван пресечь поступление на рынок продуктов, не соответствующих современным представлениям о здоровом питании. Некоторые питерские производители уже успели пересмотреть свою документацию, рецептуры, даже поставщиков сырья в соответствии с новыми требованиями. Но порой производитель или поставщик сознательно недостоверно декларируют товар, чтобы расширить сферу его сбыта.
- Вы можете определить с ходу: обман намеренный – «авось проскочит» — или по неопытности предпринимателя?
- Да, это всегда видно наглядно из технических условий – документа, по которому производится продукт. Порой в нем мы находим ошибки, связанные с некомпетентностью. А порой там намеренно заложены такие показатели, которые не способствуют выпуску продукта высокого качества. Обычно это делается для удешевления себестоимости товара. Но сегодня уже не то время, когда можно делать прибыть подобным образом. Грамотный предприниматель сегодня осознает, что ему уже в ближайшее время придется работать в условиях, которые диктует Всемирное Торговое Общество. И, повторюсь, главное из них — это понимание того, что качество товара – важнейший конкурентообразующий фактор.
- То есть, проще говоря, владельцу плохого товара закрыт путь в крупные торговые сети города. Но ведь наивно думать, что он просто уничтожит этот товар.
- Скорее всего, он будет реализован через уличную несанкционированную торговлю, если владелец товара – недобросовестный делец. Если же он с уважением относится к своим покупателям и к себе как предпринимателю, он может получить у нас консультацию о дальнейшем использовании товара. А его можно успешно продать, поменяв этикетку на другую, с правдивой информацией, или отправить как сырье на дополнительную переработку.
- Доводилось ли вам сталкиваться с фальсификацией продукции, которую вы сами сертифицировали?
- Вот пример совсем «свежий». Мы сертифицировали производство бытовой химии для обслуживания компьютерной техники, аналога которому на питерском рынке еще нет. Продукция прошла все испытания, проверку документации – все отлично. И вдруг появляется другой изготовитель такой же продукции, причем… с сертификатом первого. Сейчас контролирующие органы проводят проверку этого факта фальсификации. Были, к сожалению, сигналы по поводу подделки документов и на ряд другой продукции.
- Что подделывают чаще, на какие товары потребителям следует обращать более пристальное внимание?
- Развесное сливочное масло, которое обычно предлагают на рынках, в магазинах мелкой торговли, уличных павильонах. Почему именно развесное? Недобросовестный производитель не будет тратиться на упаковку, которая стоит денег. Поэтому фасованное масло подделывают реже. А на развесное покупатель обычно документы не спрашивает, этикетки нет, и подсунуть ему можно что угодно. В этом масле могут оказаться не животные, а растительные жиры в лучшем случае, в худшем – кишечная палочка, а то и иной опасный возбудитель инфекции. Затем творог – также очень опасный в этом отношении продукт. Чуть нарушены условия хранения – и он уже потенциально опасен для здоровья. Когда я вижу, как женщины покупают с ящика на улице дешевые глазированные сырки, хочется крикнуть: «Что вы делаете, не покупайте ни в коем случае, не рискуйте здоровьем своих детей!»
Апологет растительных масел
- А вы, Наталья Николаевна, потребитель щепетильный? Как вы выбираете продукты для себя?
- Обычно я четко знаю, что хочу приобрести. Не ошибиться мне, конечно, помогают мои про фессиональные знания в области продуктов и их производителей. Изготовитель для меня имеет решающее значение при покупке: выбираю тех, чье производство знаю изнутри, в качестве и добросовестности которых не сомневаюсь. А уже из продукции лучших производителей выбираю ту, которая больше соответствует вкусовым пристрастиям, — моим и моей семьи. Мои домашние с удовольствием едят молочные изделия под маркой «33 коровы» от «Вимм-Биль-Дан». Нравятся нам микояновские колбасы и шинка, из питерских покупаем продукцию «Парнаса». Часты на нашем столе пельмени от «Равиоли» и «Дарьи». Очень любят дети блинчики «Морозко», а глазированные сырки «Принц» (ООО «Северное молоко») едят вместо конфет.
- А как совпал ваш профессиональный взгляд с потребительским на растительные масла и майонезы?
- Сегодня уже многие отечественные изготовители имеют современные технологические линии и оборудование для выпуска масел замечательного качества. Из подсолнечных мне нравятся «Слобода», «Золотая семечка». Очень люблю оливковое масло. Я вообще апологет растительных масел, салаты заправляю всегда только ими. Из майонезов покупаю обычно высокожирный «провансаль» – для запекания в духовке.
- Какие продукты обходите стороной?
- Никогда ничего не возьму с лотка или в мелкой рознице. Доверяю крупным универсамам – предлагать некачественные товары им просто невыгодно. Отовариваюсь я обычно в «О’Кее». Так как от работы до дома мне добираться далеко и возвращаюсь я как правило поздно, то делать все покупки в этом универсаме мне очень удобно. Не отказалась бы и от посещения «Ленты», которая мне по пути, но там всегда очень много народу, что делает этот магазин менее привлекательным.
- Наталья Николаевна, хотели бы вы что-то особо порекомендовать или пожелать нашим читателям?
- Да. Если хотите быть здоровыми, энергичными и красивыми, включайте в свой рацион как можно больше растительных масел. Это идеальный продукт, содержащий все необходимые витамины и элементы, которых, как и солнышка, так недостает нам, петербуржцам.
Беседовала Алла ФЕСЕНКО
фото автора