Первая в России бесплатная газета для потребителей, зарегистрирована 06 ноября 1998 г.

"Главное и в бизнесе, и в жизни — сохранять спокойствие"

Леониду Юшину, директору санкт-петербургского филиала экспериментально-консервного завода «Лебедянский», одного из лидеров российского рынка соков, всего 32 года. У него яркая открытая улыбка, веселые глаза и очень серьезное отношение к жизни. За плечами Леонида Юшина два высших образования, сейчас он получает третье. Представить его лежащим в свободное время без дела на диване практически невозможно — ему это просто неинтересно. Убежденный вегетарианец, страстный дайвер и серфингист, он предпочитает проводить свой отдых под водой или в горах.

Миссия — быть лидером

— Леонид Юрьевич, расскажите, как складывалась ваша карьера до того как вы возглавили петербургский филиал ОАО ЭКЗ «Лебедянский»?
— Я окончил электромеханический факультет Санкт-Петербургского государственного университета путей сообщения, затем получил второе высшее образование на факультете менеджмента ЛГУ. В 2003 году отучился на годичной программе в Стокгольмской школе экономики в Санкт-Петербурге. А в данный момент прохожу обучение уже на полной программе MBA (Master of Business Administration — магистр бизнес-администрирования) в Москве. Основной опыт работы я приобрел в пивоваренном холдинге «Вена» и компании «Браво». На «Вене» я начал работать в январе 1997 года и прошел достаточно долгий путь от торгового представителя до начальника отдела продаж фасованной (бутилированной) продукции. Затем перешел на должность директора по продажам компании «Браво». Год назад, в июне 2003-го, меня пригласили возглавить филиал ОАО ЭКЗ «Лебедянский».

— Почему у производителя национального масштаба возникла необходимость открытия филиала в Петербурге?
— Причин несколько. Первая — неизвестность наших торговых марок на рынке Санкт-Петербурга: если соки «Я» пользовались популярностью, то два основных брэнда – соки и нектары «Тонус» и «Фруктовый сад» — были практически незнакомы покупателям из-за мощной конкуренции производителей соков в Петербурге: на рынок, где доля компании-лидера составляет 57 процентов, пробиться очень трудно. Вторая причина — петербургский потребитель очень избирателен, повлиять на его выбор просто массированной атакой рекламы невозможно. Здесь даже предпочтения отличаются от общероссийских: если обычно люди запоминают конкретные брэнды, не интересуясь производителем, то петербуржцы, наоборот, начинают покупать продукцию, только если хорошо знают производителя и доверяют ему. И задача нашего филиала — донести до петербуржцев информацию о полезных и вкусных свойствах продукции «Лебедянского». Нам очень важно, чтобы нас знали, любили. Миссия нашей компании – быть лидером на рынке полезных для здоровья продуктов питания. Именно поэтому мы стали членами некоммерческого партнерства «Петербургское качество»: мы относим себя к разряду ответственных производителей, прежде всего заботящихся о здоровье покупателей, – наша продукция не только вкусная, качественная, но и полезная. Еще одно подтверждение тому — скоро на нашей продукции появится знак «Петербургское качество – проверено и одобрено».

— Под вашим руководством компания увеличила свое присутствие на рынке с 7% до 12%. Как вам удалось этого добиться?
— Стремительный рост доли рынка «Лебедянского» в Северо-Западном регионе в последний год связан с приходом мощной управленческой и сбытовой команды, костяк которой составили менеджеры, приглашенные из пивоваренного холдинга «Вена» и компании «Браво премиум». Часть менеджеров я привел за собой, часть пригласили из западных компаний, таких, как PepsiCo, Nestle, Кока-кола, Кэдбери. Главное изменение – мы полностью поменяли политику продаж, отказавшись от работы через дистрибьюторов, начав продажи в конкретные торговые точки и избавившись этим от лишнего звена между производителем и потребителем. К декабрю 2004 года мы планируем контролировать уже 20% городского и 25% регионального рынка, существенно потеснив конкурентов. Главные инструменты достижения цели — оптимизация существующей системы дистрибьюции, поиск новых каналов сбыта, широкомасштабные маркетинговые акции по выведению на рынок новых интересных продуктов

Жидкие витамины для тонуса
— Чем порадует нас Экспериментальный завод этой весной?
— В мае кардинально меняется ассортимент торговой марки «Тонус», которую завод выпускает с 1996 года. Соки становятся все более функциональными за счет обогащения витаминами и минералами. Новые функциональные вкусы «Лебедянского» разработаны научно-производственной лабораторией компании совместно с Московским государственным университетом пищевых производств. Среди новинок такие необычные вкусы, как нектар «яблоко-апельсин-манго» с витаминами А, С и Е, нектар «апельсин-банан» с комплексом витаминов группы В (В6, В12, фолиевая кислота) и витаминами С и Е, а также соки «Фруктовая смесь» и «Овощная смесь», обогащенные цинком, селеном и 10 витаминами. Впрочем, овощные соки мы производим давно: еще по продажам «Фрутоняни» мы заметили, что взрослые покупают ее не только детям, но и для себя. «Овощная смесь» включает в себя огуречный, томатный, морковный, свекольный, капустный и немного лимонного сока — вкус получился очень интересный и нежный. Обязательно попробуйте!
Одновременно с ассортиментом полностью меняется дизайн упаковок «Тонуса». Еще до выхода в розницу соки были представлены на конкурс «Лучшее качество продуктов питания-2004» (проходившего в рамках выставки «Росагро»), где завоевали «Гран-при» за качество.
Еще одно новшество — сейчас устанавливается линия по розливу в РЕТ-бутылки. Использование пластиковой бутылки в качестве упаковки — одна из самых передовых тенденций современного мирового сокового рынка. Такая упаковка удобна для потребителей: соки теперь можно пить не только дома, но и на отдыхе, во время занятий спортом, за рулем: благодаря закручивающейся крышечке открытую бутылку теперь можно хранить не только на столе, но и в машине, в рюкзаке или дамской сумочке. В новой линии по розливу в пластиковые бутылки, установленной на «Лебедянском», предусмотрено ограничение доступа кислорода и света в упаковку, что позволяет увеличить срок хранения конечного продукта. Кстати, сокосодержащие напитки — хорошая альтернатива газированным напиткам летом. В состав нашего «Фрустайла» входят натуральный сок, чистейшая ключевая вода и комплекс необходимых для здоровья витаминов. Благодаря своей легкости, «Фрустайл» лучше, чем сок, утоляет жажду. Он незаменим в летнюю жару. Напиток понравится и тем, кто тщательно следит за своим рационом: 100 мл этого напитка содержат всего лишь 45 ккал.

— Мне как потребителю интересно разобраться – чем отличаются соки, сокосодержащие напитки и нектары?
— Соки и нектары – это натуральные продукты, только в отличие от сока в нектар добавляется сахарный сироп. Сокосодежащими называются напитки, в которых сока не менее 12%. При их изготовлении разрешается использовать как натуральные, так и искусственные ароматические компоненты, различные подсластители и стабилизаторы мякоти. А при производстве соков и нектаров использование консервантов строго запрещено. Кроме того, разница есть еще и в технологии приготовления, количестве затраченного сырья, а также упаковке и т.д. Впрочем, на полезных свойствах эти различия не отражаются, и наша продукция отличается друг от друга только разными, индивидуальными, вкусами. Любой сок, продающийся в вакуумной упаковке, делается из концентрированного сока, полученного из натуральных фруктов и овощей путем отжима. Концентрированные соки производятся двумя способами: выпариванием или вымораживанием воды из фруктов и овощей. Тот сок, что мы пьем, получают, восстанавливая концентрированный сок непосредственно до его естественного, природного состояния, – то есть консистенции 100%-ного сока. При этом восстановленный сок принципиально не отличается от сока прямого отжима ни по питательным свойствам, ни по составу.
Еще замечу, что основная масса соков и нектаров «Лебедянского» рекомендована детям, что говорит об их безупречном качестве.

— Какой брэнд «Лебедянского» самый народный?
— Лидер продаж по стране — серия соков «Фруктовый сад» — на эту торговую марку приходится более 50% сбыта. Серия стабильно входит в тройку наиболее популярных соков на российском рынке. Интересно, что россиянин в среднем выпивает не более 8 литров соков в год. Для сравнения – европеец выпивает в год 30–40 литров. Такая разница связана, конечно, с уровнем благосостояния народа (чем больше зарабатывают люди, тем больше заботятся о своем здоровье). Но все же в большей степени это связано с менталитетом – культура потребления такова, что люди традиционно предпочитают пить чай или газированные напитки, но сейчас ситуация активно меняется, и потребление соков в России увеличивается ежегодно на 10–12 процентов. Перспективы развития рынка – огромные. Рынок соков — один из самых динамичных в нашей стране.

Стресс – в воду!
— А вы сами тоже поклонник соков ОАО ЭКЗ «Лебедянский»?
— Мой день не начинается без сока «Я», люблю очень морс «Я» «Ягодный сбор» Но теперь, думаю, стану приверженцем нового «Тонуса» — такие необычные сочетания вкусов!

— Продукцию каких петербургских производителей вы покупаете?
— У меня специфический объем покупок – я вегетарианец. Не ем мяса, рыбу – редко. В моем меню молочная продукция, яйца, сыры, овощи и фрукты. Молоко покупаю всегда «Петмол» — замечательное качество. Из замороженных продуктов – вареники, блинчики от «Талосто». Алкоголь — пиво «Невское» завода «Вена». Овощи и фрукты я тоже стараюсь покупать отечественные – импортные, бывает, такие красивые, но оказываются безвкусными — не отравишься, конечно, но и удовольствия тоже не получишь.

— Как вы отдыхаете?
— Любимое времяпрепровождение – подводное плавание. Я сертифицированный дайвер, очень люблю путешествовать в теплые страны. Дайвинг дает мне огромную разрядку от стрессов, приносит массу приятных и ярких впечатлений. Максимальная глубина, на которую я нырял, — 79 метров. Много интересного у нас на Балтийском море. Мы погружались в Финском заливе – посмотреть затонувшие корабли времен войны. Видимость, правда, очень плохая, вода мутная и холодная, но все равно безумно интересно. Кроме того, увлекаюсь я еще и скалолазаним, виндсерфингом и горными лыжами.

— Эк вас бросает – то вниз, подводу, то вверх, в горы…
– На горные лыжи меня в свое время еще отец поставил – в 6 лет. С тех пор и катаюсь. А сноуборд освоил всего четыре года назад. Но самое интересное все же происходит под водой. Яркое впечатление на меня произвела на Мальте статуя Иисуса Христа высотой около 5 метров, установленная Жаком Ивом Кусто на глубине 30 метров, — памятник покорителям глубин. Еще один интересный момент – когда мы ныряли с друзьями зимой под лед на Финском заливе. Погружались для безопасности парами, но мой напарник замерз раньше и вернулся, а я поплыл дальше и запутался в рыболовной сети. У меня не было с собой ножа, так что все могло кончиться очень скверно. Но я сел на дно, успокоился и распутался. Самое главное под водой – не паниковать, сохранять спокойствие. Этого очень хорошего правила – сохранять спокойствие — я стараюсь придерживаться и в жизни, и в работе. Помогает — и мне, и подчиненным.

Беседовала
Любовь СУСЛОВА