Александр Вихорев, генеральный директор компании «Петербурженка», считает, что качество – лучшая реклама. Этому принципу была четко подчинена деятельность всего предприятия со дня его основания. Сегодня, четыре года спустя, можно уверенно констатировать – именно высокое качество продукции стало визитной карточкой компании. В 2003 году «Петербурженка» стала единственным лауреатом конкурса «100 лучших товаров России» среди производителей колбасной продукции Северо-Запада.
— Александр Владимирович, расскажите о себе: где начинали работать и как складывалась ваша карьера до создания «Петербурженки».
— Сегодня и я, и моя жена Жанна являемся студентами Университета холодильной промышленности Санкт-Петербурга. Супруга повышает мастерство на технологическом факультете, я на экономическом. Считаю, что совершенствоваться нужно постоянно.
Компания «Петербурженка» была основана в 2000 году. До этого я занимался различными видами деятельности — так сложилось, что я долго искал свое призвание. Я много трудился и работы никогда не боялся. Рассчитывать мог только на себя самого. Работать начал рано, в 14 лет, — нужно было помогать маме. Полтора года вставал в 5 утра и разносил почту. Затем возвращался в нашу комнату в коммунальной квартире, повторял уроки и бежал в школу. А после занятий разносил телеграммы. Сейчас сам не понимаю, как у меня, подростка, тогда хватило сил. Уже тогда в характере проявилась организаторская жилка — я успевал заниматься и комсомольской работой. В 15 лет я был избран членом райкома комсомола. В 20 лет я уже был членом КПСС.
После 8-го класса поступил в техническое училище и, окончив его, работал перед армией на Ленинградском заводе радиотехнического оборудования монтажником радиоаппаратуры, слесарем-сборщиком радиоаппаратуры и настройщиком радиоаппаратуры. С этого предприятия и ушел в армию. После демобилизации я легко поступил на юридический факультет, был секретарем комитета комсомола курса, но, проучившись два курса, был вынужден бросить вуз, потому что нужно было содержать семью — росла дочь, а студенческой стипендии категорически не хватало. Вернулся работать на Ленинградский завод радиотехнического оборудования, дорос там до заместителя секретаря партийной организации предприятия. В 1983 году ушел по призыву в Афганистан. Впрочем, я ни о чем не жалею, Афганистан научил меня главному — выживать в этой жизни, уметь защищать себя и тех, кто рядом.
— Как же вы пришли к решению заняться сегодняшним направлением бизнеса?
— После Афганистана я решил серьезно изменить свою жизнь. Устроился в солидную фирму «Сатурн», сначала страшим продавцом, а затем стал там заместителем директора. «Сатурн» производил люстры, а мы продавали их по всей стране. Это был первый шаг коммерческой деятельности. За три года работы в ней я приобрел необходимый опыт и познакомился с очень интересным человеком — Кириллом Ивановичем Репиным, с предложения которого и началась моя деятельность как руководителя колбасного предприятия. Это он предложил мне заняться организацией цеха по производству колбасных изделий. Пришлось учиться на ходу, вникать во все вопросы самостоятельно. Объездил тогда, набираясь опыта, все колбасные производства Петербурга. Открылись мы в начале 1994 года. Предприятие называлось «Спартак – Баскетбол». Через год я понял, что могу открыть предприятие уже самостоятельно. И в 1995 году появился «Аскет». Почему такое название? Мы отшучивались: потому что приходилось во всем себе отказывать, чтобы покупателю было хорошо. «Аскет» существовал до 1998 года. Постепенно производство развивалось и росло. Необходимы стали новые площади и новый уровень производства. И тогда мы решились на важный шаг – организовать на новом месте производство под новым именем и выпускать там только высококачественную продукцию. За это время мы и сами набрались опыта, и вырастили профессиональных технологов, так что этот шаг был предопределен и своевременен. Почему «Петербурженка»? Это название – как обращение в женщинам нашего города, которые делают покупки для всей семьи.
Лучший аргумент – вкус
— С какими трудностями вы столкнулись как генеральный директор «Петербурженки» и как их удалось решить?
— Было трудно внедриться на рынок с новым, качественным продуктом, цена которого закономерно несколько выше, чем у конкурентов. Но время показало, что ставку на качество мы сделали правильно. Сегодняшний покупатель – гурман, он выбирает вкусную и качественную продукцию. Это и есть нормальная, живая конкуренция. Если раньше на прилавке было 20 наименований продукции, то сегодня – 200. Выживут только те производители, которые будут выпускать объективно лучшую продукцию.
За неполные четыре года мы расширили свой ассортимент до 165 наименований ежедневно. Наша продукция поставляется во многие магазины и крупнейшие универсамы города, такие, как «Класс», «Придорожный», «Северный», «Сосновский», «Сезон», «Перекресток», «Таллинский» и другие. Колбасы «Петербурженки» представлены в 15 гостиницах города, таких, как «Астория», «Пулковская», «Прибалтийская». Продукцию «Петербурженки» можно купить в различных городах России. А широкая ассортиментная линейка дает возможность любому покупателю выбрать продукцию в соответствии со своими вкусами и финансовыми возможностями.
— Что вы считаете главным успехом в свой работе?
— Главный успех – это люди, то, что нам удалось создать серьезную, профессиональную команду. У нас нет текучки, люди работают с душой. Наши мастера и технологи постоянно стажируются на профильных предприятиях Австрии, Великобритании, Финляндии и Германии. Я считаю коллектив «Петербурженки» своей семьей.
— Существует поговорка: лучшее мясо – это колбаса. Как вы решаете проблемы с сырьем на своем предприятии?
— Самое простое решение проблем с поставщиками – хорошо им платить и быть надежным партнером. Тогда сырье стабильного качества обеспечено. У нас уже давно сложились хорошие, дружеские отношения с постоянными поставщиками. Мы работаем только на мясе высших сортов: бразильской свинине и датской, немецкой, псковской говядине. Исключительно на российское сырье перейти не получается – оно пока не соответствует нашим требованиям, например, отечественная свинина слишком жирная, из нее качественной колбасы не сделаешь. А высококачественное сырье – это одно из трех базовых условий производства (специалисты, сырье и оборудование) достойной продукции. Важно даже то, чем и как питалась та же корова – вкус мяса имеет превалирующее значение в любой рецептуре. Поэтому мы стараемся работать с постоянными поставщиками.
Мясной бизнес очень хрупкий – репутацию зарабатываешь годами, а испортить ее можно за один день. Недоложил соли или специй технолог в какие-то сосиски — и разочарованный покупатель судит по ним о качестве всей продукции компании. Существует статистика: удовлетворенный качеством потребитель сообщит о товаре пяти-шести знакомым, неудовлетворенный — 15–20. Выбор только за покупателем, навязать его рекламой невозможно, можно только подтолкнуть, чтобы он попробовал колбасу, но если продукция невкусная, покупать он ее не станет, даже если весь город обвесить рекламой. Поэтому я уверен, что лучшая реклама – качество. А лучший аргумент – вкус нашей продукции.
Кроме того, у «Петербурженки» есть свое неповторимое лицо: многие рецептуры нашей продукции разработаны индивидуально своими технологами и являются визитной карточкой компании – например, группа полукопченых колбас, очень популярная среди покупателей.
— Какие сюрпризы приготовила «Петербурженка» своим покупателям этой весной?
— Первая новинка – три вида ветчин в расфасовке по 400 граммов: «Венская»,«Деликатесная» и «Деликатесная с грибами».
Небольшая расфасовка удобнее для покупателей — как раз к семейному ужину. В продажу поступит целая серия наших лучших колбас вот в таких расфасовках небольшого объема. Есть новинки и среди полукопченых колбас: «Охотничья», «Казацкая», «Константиновская» с фисташками.
— Ваши любимые колбасы – только из ассортимента «Петербурженки»?
— Как я уже говорил, здоровую конкуренцию одобряю. Поэтому некоторые виды колбас конкурентов покупаю. И из профессионального интереса, и просто потому, что мне нравятся колбасы Кронштадтского мясокомбината, «Ладограда» и «Трои».
Но самые любимые – от «Петербурженки». В нашей семье демократия вкусов: я люблю сосиски с сыром, а дочь Ульяна – молочные. Из полукопченых колбас мне очень нравится наша «Купеческая». А вот хорошая знакомая нашей семьи Анна Самохина говорит, что лучше нашей «Императорской» колбасы нет.
Свистящее дерево и хвост жирафа
— Поддерживаете ли вы как потребитель продукцию еще каких-либо петербургских производителей?
— Я всегда отдаю предпочтение петербургской продукции. Например, всем моим домашним очень нравятся торты комбината «Невские берега», хлеб и пирожные Смольнинского хлебозавода, продукция компаний «Дарья», «Петмол», «Пекарь», «Ладога», «Серебряный век», «Степан Разин» и многих других.
В нашей семье вообще все очень скрупулезно относятся к покупкам, обращая внимание при выборе на качество продуктов, их срок годности, внешний вид и калорийность. Может быть, поэтому неприятностей с покупками у меня не было. Убежден, что лучше их делать в хорошем супермаркете, пусть чуть подороже, но зато знаешь, кому в конечном счете предъявить претензии. Ларькам не доверяю. А самая необходимая еда для нашей семьи – овощи, фрукты и молочные продукты, с которых начинается утро.
— Расскажите о своей семье.
— Моя супруга Жанна — директор по производству в нашей компании, которую мы создавали вместе, она — моя правая рука. Мы всегда вместе — и на работе, и на отдыхе. У меня две дочери: старшей 26 лет, младшей — 16. Старшая окончила Институт международных банковских отношений, сейчас она тоже работает на «Петербурженке». Младшая еще школьница.
— Где вы любите отдыхать с семьей?
— У меня такой принцип: хорошо поработал — хорошо отдохнул. И это не роскошь, а необходимость: когда работаешь с раннего утра до поздней ночи, чувствуешь себя как выжатый лимон.
Беседовала
Любовь СУСЛОВА