Ультрапастеризованное молоко сразу двух изготовителей под частными марками торговой сети «О’Кей» оказались фальсифицировано жирами немолочного происхождения.
Ультрапастеризованное молоко сразу двух изготовителей под частными марками торговой сети «О’Кей» оказались фальсифицировано жирами немолочного происхождения.
Образцы ультрапастеризованного молока под частными марками торговой сети «О’Кей» («То, что надо!» и «V») сразу двух производителей (ООО «Молодел», Московская обл., и АО «Зеленодольский молочноперерабатывающий комбинат», республика Татарстан) оказались фальсифицированы жирами немолочного происхождения. А всего из пятнадцати образцов, проверенных в испытательной лаборатории «ПЕТЕРБУРГ-ЭКСПЕРТИЗА» («ПЕТЭКС») по заданию Санкт-Петербургской общественной организации потребителей «Общественный контроль», пять (33%) оказались подделками. В четырех фальсифицированных образцах обнаружены примеси жиров немолочного происхождения, а пятый не соответствовал сразу по трем показателям: массовая доля белка, массовая доля жира и СОМО – массовая доля сухого обезжиренного молочного остатка.
Обращает на себя внимание тот факт, что молоко под частными марками сети «О’Кей» второй год подряд попадается на фальсификации. Так, в прошлом году, согласно протоколу испытаний лаборатории «ПЕТЭКС», содержание молочного жира в жировой фазе молока ультрапастеризованного «То, что надо!» (изготовитель – ОАО «Саратовский молочный комбинат») не превышало 46%, остальная часть жировой фазы (54%) была представлена жирами немолочного происхождения.
В этом году, как видим, сеть «О’Кей» отказалась от услуг Саратовского молкомбината по выпуску молока под собственной торговой маркой, отдав предпочтение двум другим изготовителям. Однако результат практически тот же: в обоих образцах молока под марками гипермаркета «О’Кей» выявлены жиры немолочного происхождения, а значит, продукция фальсифицирована. В молоке из Татарстана («То, что надо!») молочный жир в жировой фазе не превышал 76%, а в молоке из Московской области («V») превышал 85%. Остальная часть жировой фазы обоих образцов была представлена жирами немолочного происхождения.
– В протоколе указано, что содержание молочного жира в жировой фазе превышает, например, 85%. Именно такую формулировку предусматривает ГОСТ, которым мы руководствуемся при составлении заключения, – объясняет заместитель начальника лаборатории «ПЕТЭКС» Валерий Тимофеев. – Но потребителя это не должно вводить в заблуждение – перед нами фальсификат, поскольку жировая фаза настоящего молока на сто процентов должна содержать молочный жир коровьего молока.
Страдает молоко торговой марки «То, что надо!» и от дефицита белка. Если в прошлом году в молоке саратовского производства той же частной марки сети «Окей» белок был на уровне 2,6% вместо 3% (норма, предусмотренная ГОСТом), то в этом году в молоке, изготовленном в Татарстане, его оказалось и того меньше – 2,42%. Очевидно, что аудит за поставщиками социально значимых продуктов питания, в том числе за продукцией под собственными торговыми марками, в сети «О’Кей», находится не на самом высоком уровне. А это значит, что слепо доверять товарам под частными марками торговых сетей, даже если их цена более привлекательна, потребителям уже не стоит.
То, что изготовители продукции под частными марками торговых сетей подстраиваются под требования самих сетей, красноречиво доказывает тот факт, что Саратовский молкомбинат, покинув полки магазинов «Окей» после прошлогодней проверки «Общественного контроля», «перешел» к конкуренту (в «Карусель») и стал лить ультрапастеризованное молоко уже под собственной торговой маркой этой сети – «Аппетитно круглый год». Причем, продается это качественное молоко (на момент проверки в апреле 2017 г. – прим. авт.) на три рубля дешевле за 1 л, чем фальсификат в «Окее»: 51,99 руб. вместо 53, 99 руб.!
Выходит, настойчивые проверки «Общественного контроля» все-таки дают положительный результат: потребители получают качественный продукт по доступной цене, а изготовители с продавцами учитывают сигналы «Общественного контроля», боясь нарваться на повторные проверки, и корректируют свое поведение на рынке. По мнению Всеволода Вишневецкого, руководителя СПБ ООП «Общественный контроль», это и есть работа гражданского общества в действии, необходимость которой не раз подчеркивал Президент России Владимир Путин.
Фальшивая «Любаня из Кубани»
Совсем уж обескураживающими выглядят результаты испытаний ультрапастеризованного молока из регионов, которые традиционно считаются сельскохозяйственными, – Белоруссии и Краснодарского края.
Так, ООО «МолПромКубань», например, происхождение своего молока даже в названии продукта подчеркнуло – «Любаня из Кубани» (образец куплен в магазине «Сезон» на пр. Маршала Жукова, д. 30). Испытания показали, что жировая фаза кубанского молока на 95% состоит из жиров немолочного происхождения, а молочного жира в жировой фазе менее 5%. Кроме того, белка в образце оказалось всего 2,6% (норма – 3%), да и такой показатель, как СОМО, до нормы «не менее 8,2%» не дотянул.
– В какой-то степени показатель СОМО позволяет определить натуральность молока, – объясняет профессор кафедры экспертизы потребительских товаров Политехнического университета Петра Великого Татьяна Пилипенко. – Если СОМО конкретного образца отличается от нормы, заложенной в ГОСТе (8,2%. – Прим. авт.), то косвенно можно предположить, что молоко фальсифицировано. Образно говоря, этот показатель – звоночек, сообщающий, что, возможно, перед нами подделка.
Огорчила проверяющих и продукция из Белоруссии. Так, молочный жир в жировой фазе образца молока «Славянские традиции» (ОАО «Минский молочный завод № 1», приобретен в магазине «Семишагофф» на пр. Маршала Жукова, д. 30), согласно протоколу испытаний, превышал 85%, что свидетельствует о фальсификации продукта жирами немолочного происхождения.
– Это раньше считалось, что фермерские продукты и продукты из Белоруссии самого высокого качества. Сейчас, увы, не так. Некоторые фермерские хозяйства активно занимаются фальсификацией, используя различные заменители молочного жира, – говорит Татьяна Пилипенко. – Сегодня изготовители нередко добавляют в натуральное молоко сухое обезжиренное и не сообщают на этикетке, что молоко частично или полностью восстановленное. Также могут использовать молочную сыворотку, которая стоит дешевле сухого молока. Если СОМО высокое – это как раз повод предположить, что продукт произведен с использованием сухого молока или сыворотки, – говорит Татьяна Пилипенко.
Разбавленное молоко
Использование заменителей молочного жира при производстве молочных продуктов, увы, не единственный способ сокращения издержек для изготовителей. Яркий пример – ультрапастеризованное молоко торговой марки «Белый медведь» (ООО «Экомол», Московская обл., образец приобретен в магазине «Семишагофф» на пр. Маршала Жукова, д. 30). Жировая фаза образца полностью состоит из молочного жира, зато другие показатели явно выдают подделку: жира в нем всего 1,9% вместо 2,5%, белка 2,14% вместо 3% (норма по ГОСТу), СОМО – 7,4% (норма по ГОСТу – «не менее 8,2%»).
– Когда у молока столь низкие показатели жира, белка и СОМО, первое, что мне приходит на ум - оно изначально разбавлено, – говорит заведующая кафедрой технологии молока Института холода и биотехнологий Университета ИТМО, профессор Людмила Забодалова. – Конечно, весной молоко объективно содержит меньше белка, известно даже, что оно в это время не используется для производства сыра – продукта с высоким содержанием белка, но на то и существует ГОСТ, чтобы производители его соблюдали, а не кивали на плохое сырье.
– Скорее всего, молоко «Белый медведь» разбавлено водой, – считает Татьяна Пилипенко.
Всё течет, ничего не меняется
По словам доктора медицинских наук, академика РАЕН, главного диетолога Санкт-Петербурга и Северо-Западного федерального округа РФ Владимира Доценко, молоко – один из важных источников животного белка для человека, особенно для растущего организма, которому постоянно требуется «строительный материал».
– В Петербурге любят молочные продукты и употребляют их в достаточном количестве в отличие, например, от рыбы, которую мы едим меньше, – говорит Владимир Доценко. – Но это не дело, когда вместо натурального молока производители и торговые сети предлагают нам фальсификат с заменителем молочного жира или низким содержанием белка. Конечно, вреда такое молоко не причинит, но и пользы от него точно не будет.
Многолетний опыт проверок «Общественного контроля» показывает, что доля подделок на полках наших магазинов только растет.
– Весной этого года на базе лаборатории «ПЕТЭКС» мы провели масштабную проверку качества молока – было исследовано в общей сложности 30 образцов молока разных торговых марок, приобретенных в разных магазинах Петербурга. Двенадцать из них оказались не соответствующими нормативным документам, при этом в шести содержались жиры немолочного происхождения. То есть 40 процентов проверенного молока не соответствует требованиям Технического регламента Таможенного союза «О безопасности молока и молочной продукции», – говорит руководитель «Общественного контроля» Всеволод Вишневецкий. – И тенденции к снижению данного показателя пока не наблюдается. При этом нельзя не заметить, что на фальсификации часто попадаются одни и те же компании. Приходится констатировать: государство сегодня сознательно закрывает глаза на подобные нарушения, считая, что они не несут прямой угрозы потребителям.
Можно покупать!
Согласно протоколам испытаний лаборатории «ПЕТЭКС», полностью соответствуют ГОСТу ультрапастеризованное молоко десяти торговых марок: «Клевер» («Пискаревский молочный завод», г. Санкт-Петербург), «Каждый день» (УК «Просто молоко», Республика Татарстан), «365 дней» («Милком», Республика Удмуртия), «Белый город» (филиал ОАО «Белгородский молочный комбинат», Свердловская обл.), «Круглый год» («Саратовский молкомбинат»), «Сарафаново» (Республика Беларусь), «Красная цена» (Республика Татарстан), «Снежок» (г. Великий Новгород), «Лианозовское» (Владимирская обл.) и «Молоко Во!» (Нижегородская обл.).
Материалы проверки качества ультрапастеризованного молока направлены в Управление Роспотребнадзора по г. Санкт-Петербургу для проведения внеплановых проверок в отношении нарушителей действующего законодательства.
Ирина Голубенко
Слово – эксперту
Лариса Шаповалова, начальник отдела контроля качества продукции и услуг по обращениям потребителей СПб ГБУ «Центр контроля качества товаров (продукции), работ и услуг»:
– Молоко в зависимости от режима термической обработки подразделяют на пастеризованное, топленое, стерилизованное, ультрапастеризованное.
Ультрапастеризация (нагревание молока на 1-2 секунды до температуры 135-150 градусов и быстрое охлаждение до 4-5 градусов) – это процесс термической обработки с целью продлить срок годности продукта питания. В отличие от привычной и знакомой нам пастеризации, после которой в молоке всё же остаются некоторые термостойкие бактерии и их споры, ультрапастеризация происходит при более высокой температуре, что позволяет уничтожить бактерии полностью, но все полезные вещества в молоке сохраняются, поскольку обработка длится всего несколько секунд. В результате получается продукция, отличающаяся и от пастеризованного, и от стерилизованного молока. Ультрапастеризация в незначительной степени изменяет органолептические свойства молока, поэтому его цвет, вкус и запах практически не отличаются от привычного пастеризованного.
При покупке молока в торговом предприятии необходимо обратить внимание на упаковку продукта, а также наличие информации на ней. Упаковка молока должна быть герметичной, без деформации и загрязнений. Многослойная асептическая упаковка Tetra Pak позволяет молоку длительное время храниться
и не портиться без холодильного оборудования. Молоко в такой упаковке реализуется в торговом зале при температуре от 2 до 25°С включительно до 6 мес..
При реализации проекта «Скажи фальсификату «НЕТ!» используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 года № 68-рп и на основании конкурса, проведенного ООД «Гражданское достоинство».