Сметана – это ценный, полезный молочный продукт, который мы покупаем практически каждый день. Но, к сожалению, приобретая в питерских магазинах стаканчик с надписью «сметана», часто рискуем принести домой фальсифицированный продукт, не имеющий к настоящей сметане абсолютно никакого отношения.
Санкт-Петербургская общественная организация потребителей «Общественный контроль» провела очередную контрольную закупку сметаны разных производителей, представленной на полках сетевых магазинов Северной столицы. Результаты независимой экспертизы, проведенной в испытательной лаборатории ФБУ «Тест-С.-Петербург», показали, что из десяти образцов пять (50%) по тем или иным параметрам не прошли лабораторные тесты, а два из них и вовсе оказались фальсификатами.
«Фирменный» фальсификат из Черкесска
Согласно протоколам испытаний, фальсификатами были признаны два образца: «Сметана 20%» (ООО «БетаМол», Московская область, Дмитровский район, с. Орудьево) и «Сметана 15% «Деревенская» (ООО «Хладокомбинат», г. Черкесск). Они были приобретены в универсаме «Сезон» по адресу: пр. Сизова, д. 28.
В «Сметане 20%» из Московской области доля молочного жира в жировой фазе не превышала 15% (остальное – смесь растительных жиров), а в «Сметане 15% «Деревенская» из г. Черкесска молочный жир вообще не был обнаружен – «растительный продукт» под видом сметаны!
– Выявленные факты являются грубейшим нарушением ГОСТа и Технического регламента на молоко и молочную продукцию, согласно которым жировая фаза в продукте с официальным названием «сметана» должна содержать только молочный жир (100% – прим. ред.), - комментирует результаты экспертизы руководитель сектора физико-химических испытаний ФБУ «Тест-С.-Петербург» Юлия Грамотина. – Следовательно, данные образцы являются фальсификатами в чистом виде. Такие продукты не имеют права называться не только сметаной, но и сметанным продуктом, поскольку даже в молочно-составном продукте, должно содержаться не менее 50% молочного жира.
Безусловно, такие рецептурные метаморфозы удешевляют продукт и значительно ухудшают его потребительские качества. Так, в сметане из Московской области обнаружено несоответствие массовой доли жира (19% вместо 20%). Кроме того, продукт имел невыраженные кисломолочные несвойственные сметане вкус и запах.
«Сметана 15% «Деревенская» не прошла проверку и по органолептическим показателям. Подозрительный солоноватый привкус продукта наводит на предположение, что в сметане присутствуют какие-то дополнительные добавки.
Самое интересное, что фальсифицированная сметана от ООО «Хладокомбинат» (г. Черкесск) с неизменным постоянством реализуется в магазинах Санкт-Петербурга уже несколько лет, несмотря на многочисленные сигналы «Общественного контроля» и даже штрафы со стороны Управления Роспотребнадзора по г. Санкт-Петербургу.
То, что ООО «Хладокомбинат» настойчиво производит фальсификат, понятно – вероятно, это их фирменная продукция и другую они, судя по всему, делать не хотят или не умеют. А вот почему питерские магазины (в частности, торговая сеть «Сезон»), зная о результатах независимых проверок, продолжают с этим предприятием сотрудничать, даже с учетом дальних перевозок, остается загадкой.
За комментариями «Общественный контроль» обратился к продавцу фальсификатов – универсаму «Сезон».
Ответ был следующим: «Мы сотрудничаем с поставщиками, руководствуясь той документацией, которую они нам предоставляют. Если на продукцию есть полный комплект необходимой документации, подтверждающий ее качество, у нас нет оснований не доверять официальным органам, которые заверили все эти бумаги. Кроме того, мы постоянно проводим мониторинг потребительских предпочтений и заказываем ту продукцию, которая пользуется спросом у наших покупателей. Если им нравится такая сметана и у поставщиков все в порядке с документами, почему мы должны от нее отказываться?»
Получается, что виноват сам потребитель, который по незнанию поддерживает фальсифицированную продукцию своим вниманием и спросом. Неужели у питерцев такой плохой вкус? Отнюдь. Просто, например, цена фальсифицированной «Сметаны 15% «Деревенской» из Черкесска – всего 49–90 рублей за 500 г, что существенно ниже средней цены на рынке.
Цена – не показатель качества
Как свидетельствуют результаты экспертизы, к сожалению, высокая цена не всегда говорит о высоком качестве продукта.
Так, стоимость образца сметаны 20% торговой марки «Ростагро-экспорт» (ООО «РостАгроКомплекс», Московская область) оказалась самой высокой в закупке общественной комиссии – 86,58 рублей за 500 г. В то же время ее жирность была занижена по сравнению с данными маркировки – 18,7% вместо 20%. Вроде бы разница небольшая, но изготовитель все-таки сэкономил на сырье в свою пользу.
Занижение массовой доли жира также было зафиксировано и в образце сметаны 15% торговой марки «Мстинское молоко» (ООО «Мстинское молоко», Новгородская область): 13,4% вместо 15%.
Настоящая сметана проверяется вкусом
Из десяти образцов сметаны только пять прошли тест без замечаний. Это «Сметана 15% «Приневское» (ЗАО «Племенной завод «Приневское», Ленинградская область), «Сметана 15% «Пискаревская» (ООО «Пискаревский молзавод», Санкт-Петербург), «Сметана 15% «Снежок» (ЗАО «Лактис», г. Великий Новгород), «Сметана Классическая 20%» (ООО «Второе дыхание», Санкт-Петербург), «Сметана 15% «Каждый день» (ЗАО «Холдинговая компания «Ополье», Владимирская область).
В этот же список можно было бы внести образец «Сметана 15% «Лосево» (ООО «Молочный завод «Лосево», Ленинградская область), однако его подвел существенно завышенный процент массовой доли жира: 23% вместо 15% (данные этикетки).
Такое несоответствие по жирности вряд ли можно считать подарком для потребителей, которые ведут строгий «учет и контроль» потребляемым калориям. С другой стороны, завод, продав более жирную сметану по цене менее жирной, сработал себе в убыток.
– На производстве нашего предприятия 15 января 2015 года произошел технический сбой, вследствие чего у произведенной продукции получилась повышенная доля жирности, – объяснила ситуацию директор производства ООО «Молочный завод «Лосево» Татьяна Нечаева. – На сегодняшний день продукция производится в соответствии с необходимыми требованиями по безопасности и качеству. Проведены мероприятия по усилению контроля качества выпускаемой продукции.
Кстати, сметана «Лосево» – единственная из всей закупки, которая оказалась сделанной по техническим условиям, а не по ГОСТу. Чем же не устроил ГОСТ компанию из Ленинградской области? Оказалось, все дело в фасовке продукта.
– Изначально завод вырабатывал только весовую сметану по техническим условиям, однако несколько лет назад продукт дополнительно стали фасовать в полимерные контейнеры 0,25 кг и 0,45 кг, – рассказала Татьяна Нечаева. – Сметана на нашем производстве изготавливается резервуарным способом, и по мере готовности из одного резервуара сливается весовой и фасованный продукт. Сырьем для нашей сметаны является исключительно цельное коровье молоко. Полученные путем сепарации сливки пастеризуются и заквашиваются. Закваска используется отечественная по технологии, сохранившейся с советских времен и на сегодняшний день, к сожалению, мало где применяющейся. Даже разрешенные ГОСТами и ТУ сухие молочные продукты,
стабилизаторы, антиокислители и дополнительные ферменты нами
принципиально не используются. Все-таки еда должна быть натуральной.
Советы эксперта
В заключение хочется в очередной раз призвать потребителей быть более бдительными и не «покупаться» на слишком низкие цены.
– Выбирая сметану, прежде всего обратите внимание на ее название. На упаковке должно быть написано именно слово «сметана», – рекомендует Юлия Грамотина. – Если наименование продукта звучит как «сметанка», «сметанушка» или «сметанный продукт», значит, его производитель не претендует на то, что это настоящая сметана. Соответственно, в составе таких продуктов совершенно законно могут присутствовать растительные жиры и прочие добавки. Важно обращать внимание на торговую марку сметаны – лучше ориентироваться на известные бренды.
Еще один фактор оценки, без которого не обойтись при выборе сметаны, – срок годности. Среди сметаны можно выделить так называемые продукты-однодневки, «живущие» 5–10 дней, и «долгожителей», которым производители продлевают срок годности до 25–30 суток.
– Ограниченный срок годности сметаны говорит о том, что она изготовлена исключительно из натурального коровьего молока с добавлением живых микроорганизмов, – объясняет Татьяна Нечаева.
– Небольшой срок годности сметаны (5–10 дней) предполагает отсутствие в ее составе различных добавок (стабилизаторов, загустителей, консервантов) и высокое качество упаковки, – добавляет начальник цеха переработки молока ЗАО «Племенной завод «Приневское» Владимир Гельбер.
После вскрытия упаковки можно оценить продукт визуально и попробовать на вкус.
– Цвет качественной сметаны должен быть белым с легким кремовым оттенком, равномерным по всей массе, – обращает внимание Владимир Гельбер. – Поверхность сметаны должна быть глянцевой, а консистенция – без комочков. Она должна быть густой (недостаточно густой сметане быть также разрешается). Кроме того, в сметане могут быть редкие пузырьки воздуха, допускаются незначительные включения крупинок (хотя лучше, когда сметана без них). Вкус и запах должны быть чистыми, кисломолочными, без посторонних привкусов и запахов.
P.S. Материалы проверки качества сметаны 02.02.2015 были направлены в Управление Роспотребнадзора по г. Санкт-Петербургу для принятия мер административного реагирования.
Алла Чередниченко
При реализации проекта «Скажи фальсификату «НЕТ!» используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 17 января 2014 года № 11-рп и на основании конкурса, проведенного ООД «Гражданское достоинство».