Первая в России бесплатная газета для потребителей, зарегистрирована 06 ноября 1998 г.

«Сибирское» — не пломбир!

Изготовители мороженого стали более ответственными перед своими потребителями. Проверка качества мороженого, проведенная недавно Санкт-Петербургской общественной организацией потребителей «Общественный контроль», показала, что, как правило, наименование мороженого соответствует его составу, указанному на упаковке.

Если в прошлом году удалось выявить две подделки пломбира, изготовленного на основе тропических жиров, то в этом году – в два раза меньше, то есть всего лишь одну.

Причем, если одна из торговых марок, уличенная в фальсификации в прошлом году (ТМ Айсберри), исправилась, то второй «фигурант» (изготовитель из г. Пенза) похоже, и вовсе ушел с Петербургского рынка: пломбир «Гигант» не был обнаружен закупочной комиссией в торговой сети города. Что ж, тенденция справедливая: либо ты под давлением общественного мнения отказываешься от обмана потребителей и начинаешь выпускать мороженое в соответствии с Техническим регламентом на молоко и молочную продукцию, либо уходишь с рынка.

Однако, по неписаным законам на рынке «свято место пусто не бывает», и на смену одним подделкам приходят другие, на этот раз из г. Красноярска.

«ПАЛЬМА» РОДИЛАСЬ В СИБИРИ
Согласно заключению ФБУ «Тест–С.-Петербург», куда были направлены на исследования 11 образцов мороженого, пломбир ванильный «Сибирское» производства ЗАО «Красноярский хладокомбинат «Хладко» не соответствовал требованиям Технического регламента на молоко и молочную продукцию по показателю «Идентификация жировой основы»: «жировая фаза молочной части продукта содержит смесь жиров немолочного происхождения и небольшое количество молочного жира».

Несмотря на то, что красноярский хладокомбинат «Хладко» изготовил мороженое по ТУ (техническим условиям), он называл свой продукт пломбиром, а значит, должен был использовать при его производстве только молоко и ни грамма заменителя молочного жира!

По факту «Сибирское» оказалось растительно-жировым замороженным продуктом, только отчасти напоминающим мороженое. Тем самым изготовитель нарушил не только требования Технического регламента, но и ст. 10 закона «О защите прав потребителей», которая требует от изготовителей писать правду на упаковке.

Специалисты испытательной лаборатории ФБУ «Тест.-С.-Петербург» отмечают, что потребителю по вкусу трудно распознать подделку. Если в состав продукта включены растительные жиры, то во рту будет не очень приятное ощущение обволакивающей масляной пленки. При этом вкус мороженого будет менее выраженным. Если вы захотите растопить мороженое на тарелке, то оно превратится не в сливки, а в приторно-сладкую жирную жидкость. Кстати, консистенция «Сибирского пломбира» оказалась песчанистой, что свидетельствует о несоблюдении технологического процесса или перепадах температур в камере хранения.

КРИСТАЛЛЫ, НО НЕ СВАРОВСКИ
Из-за снежистой и песчанистой консистенции не был признан соответствующим требованиям Технического регламента образец мороженого эскимо сливочное в шоколаде «Сам-По» (г. Самара). По словам заместителя начальника испытательной лаборатории ФБУ «Тест.-С.-Петербург» Екатерины Полиектовой, снежистая консистенция (наличие кристалликов льда) является серьезным пороком мороженого, которая может быть вызвана неправомерным использованием пищевых стабилизаторов.

Кстати, образцы мороженого самарского производства и прежде получали замечания от специалистов. Так, в 2009 году образец пломбира в вафельном рожке «Гигант» не соответствовал ГОСТу по показателю «кислотность» и «общая массовая доля сухих веществ».

В этом году помимо консистенции замечания получила и упаковка мороженого «Сам-По»: информация для потребителя была трудно читаема.
Проигнорировали требования Технического регламента в отношении четкой маркировки еще два изготовителя: ООО «Айс-групп» (г. Омск) и ООО «Чистая линия» (Московская обл.).

ОБМАН ПОД ПРИКРЫТИЕМ ГОСТОВ
Подводя итоги экспертизы, Екатерина Полиектова отметила, что сегодня в нормативных документах, регулирующих производство мороженого, отсутствует единство понятийного аппарата, что открывает лазейки для недобросовестных изготовителей.

Речь – о кондитерской глазури, которую изготовители часто выдают за шоколадную, но при этом не указывают в составе глазури какао-масло. Кондитерская глазурь значительно дешевле шоколадной, она изготавливается на основе тропических жиров без использования какао-масла.

Оказывается, в разных ГОСТах даются разные определения шоколадной глазури. Так, в ГОСТ Р 53041-2008 «Изделия кондитерские и полуфабрикаты кондитерского производства» и ГОСТ Р 53897-2010 «Глазурь. Общие технические условия» под шоколадной глазурью понимается глазурь, в состав которой входит не менее 25% общего сухого остатка какао-продуктов, в том числе не менее 12% масла какао.

По этим нормативным документам получается, что мороженщики в составе глазури не имеют права писать «шоколадная». Но! Оказывается, у мороженщиков есть и другой ГОСТ Р 52175-2003 «Мороженое молочное, сливочное и пломбир. Технические условия». Здесь шоколадной глазури дается следующее определение: «глазурь, изготовляемая из кокосового масла или из растительных жиров и масел… с добавлением какао-порошка и/или какао тертого».

При этом полное название звучит как «шоколадная глазурь с растительным жиром». Вроде все по-честному. Так куда же на этикетках делось определение «с растительным жиром»? Ответ на этот вопрос дают изменения к ГОСТ Р 52175-2003, датированные февралем 2009 года, согласно которым при маркировке мороженого производителю разрешается не выносить на этикетку информацию о присутствии в глазури растительного жира.

Екатерина Полиектова считает, что такие противоречия в нормативной документации недопустимы. По сути, они позволяют производителям скрывать истинный состав глазури, изготовленной с использованием растительных жиров, вводя тем самым потребителей в заблуждение.

Дарья ДЕДОВА
СПБ ООП «Общественный контроль» благодарит за проведение испытаний ФБУ «Тест-С.-Петербург» и лично его директора Владимира Окрепилова.
При реализации проекта «Скажи фальсификату «НЕТ!» используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 2 марта 2011 года №127-рп.

http://www.zoofirma.ru/