Первая в России бесплатная газета для потребителей, зарегистрирована 06 ноября 1998 г.

Сырный продукт: вместо молочного жира — пальмовое масло!

В связи с вводом Технического регламента на молоко и молочную продукцию, ассортимент товаров молочной группы заметно расширился. И теперь помимо сыров на прилавках появились так называемые сырные продукты. Это те, в составе которых допускаются растительные жиры. Но, к сожалению, некоторые изготовители прочитали Технический регламент по-своему. Они настолько увлеклись заменой молочного жира на пальмовое масло, что докатились до обычной фальсификации.

ДРУГ ДРУГУ НЕ РОДСТВЕННИКИ

Несмотря на родственные слова «сыр» и «сырный», продукция, скрывающаяся за ними, совершенно разная.

Главное отличие в том, что сыр — это «молочный продукт или молочный составной продукт, произведенный из молока, молочных продуктов… с использованием специальных заквасок...» (гл. 1, ст. 4, п. 57 ФЗ № 88 от 12.06.2008 «Технический регламент на молоко и молочную продукцию», далее ФЗ № 88).

А вот сырный продукт — это всего лишь «молокосодержащий продукт, произведенный в соответствии с технологией производства сыра» (гл. 1, ст. 4, п. 59 ФЗ № 88 от 12.06.2008).

Санкт-Петербургская общественная организация потребителей «Общественный контроль» решила проверить, соответствуют ли сырные продукты (в обиходе — колбасный сыр) требованиям Технического регламента.

Из восьми образцов, закупленных комиссионно в розничной торговой сети, семь именовались сырным продуктом, и только один — настоящим сыром. Все они были отправлены в испытательный центр ФГУ «Тест—С.-Петербург» для проведения независимой экспертизы.

72 ЧАСА ИЛИ 50 СУТОК?

Известно, что этикетка — своеобразный паспорт продукта. И когда сведения предоставлены не в полном объеме, покупателю сложно понять, что же он на самом деле приобретает.

Этикетка на сырном продукте «Сыр-Бор» производства ООО «Завод упаковочного оборудования» может поставить потребителя в тупик. Во-первых, на потребительской этикетке торгового предприятия, в котором был закуплен образец (гипермаркет «Лента») отсутствует год выпуска продукции, дата изготовления указана как 03.02, время —10:21, а срок годности — 72 часа, в то время как на самом батоне указан срок годности 50 суток. А вот дата изготовления и дата упаковывания на производственной маркировке вообще не значатся. А ну-ка, разберись, потребитель, когда же на самом деле выпущен продукт и до какого времени его можно употреблять в пищу.

Во-вторых, на батоне не указана массовая доля молочного жира в жировой фазе. Хотя Технический регламент на молоко и молочную продукцию обязывает производителя доводить до покупателя эту информацию.

«Информации на потребительской и производственной этикетках не должны противоречить друг другу, — поясняет специалист ФГУ «Тест—С.- Петербург» Ирина Швейкина. — Мы можем предположить, что под сроком годности в 72 часа, указанном на потребительской этикетке гипермаркета «Лента», подразумевалось хранение сырного продукта после вскрытия производственной оболочки. Но ведь для проведения испытаний закупались целые, а не разрезанные батоны. На потребительской этикетке не была указана дата упаковывания продукта».

В той же «Ленте» на потребительской этикетке образца сырного продукта «Город сыра» стоит дата изготовления 28.01.10. Хотя на самом батоне проставлена дата изготовления другая — 23.01.10.

А на батончике сырного продукта «Порховский», купленном в универсаме «Семья», вообще нельзя было что-либо прочитать из-за парафиновой пленки. Различить цифры стало возможным только после вскрытия упаковки. Интересно, кто разрешит потребителю проделать это в магазине?

ТОРГОВЛЯ В ОТВЕТЕ

Вот как прокомментировала ситуацию с двойной маркировкой компания «Лента»: «В гипермаркеты от производителя иногда поступает продукция без штрихкода на упаковке, — сообщает Яна Могилева, специалист по PR. — Соответственно, при приемке товара на грузовой зоне мы обязаны взвесить товар и наклеить на него стикер со штрихкодом, на котором указана дата приемки товара и поступления его на полки магазина, срок годности товара и вес. Штрихкод на товар наклеивается для того, чтобы у покупателя не возникло проблем при расчете на кассе гипермаркета.

Срок годности, указанный на стикере «Лента», 72 часа, устанавливается при приемке для нарезной продукции. Соответственно, если упаковка повреждена, то покупателю необходимо ориентироваться на срок годности, указанный на стикере магазина со штрихкодом. Если упаковка целая, то необходимо смотреть на срок годности, указанный производителем».

К сожалению, откуда на целом, неразрезанном батоне сырного продукта взялась двойная маркировка, работник торговли так и не сообщил. Странные манипуляции продавцов не только вводят потребителей в заблуждение, противоречат здравому смыслу, российскому законодательству, но и отрицательно сказываются на имидже добросовестных поставщиков, которые поставляют в сеть продукцию в надлежащем виде, а затем рискуют получить незаслуженную претензию от потребителей.

ДЕШЕВО И… АНОНИМНО

Образец сырного продукта «Лухский», закупленный в торговом комплексе «Народный» отличился от остальных полным отсутствием информации о дате изготовления и упаковывания, не говоря уже о сроках годности. Зато он оказался самым дешевым из всех закупленных образцов. Цена за килограмм — 49 руб. 90 коп.

МОЛОЧНЫЙ ЖИР НЕ ОБНАРУЖЕН!

Откровенный цинизм по отношению к покупателям продемонстрировал ОАО «Маслосырзавод «Порховский» из Псковской области. Указав на батоне содержание молочного жира в количестве15,82%, изготовитель закачал в него только пальмовое масло!  Грубая фальсификация под Технический регламент была приобретена в магазине «Семья».

«КАРАТ» ПРОДАЛ ФАЛЬСИФИКАТ

Этикетка сыра копченого «Карат» единственная из всех полностью соответствовала требованиям ФЗ № 88 «Технический регламент на молоко и молочную продукцию». Но, несмотря на это, образец оказался настоящим фальсификатом!

Так как сыр копченый «Карат», согласно этикетке, является сыром, а не сырным продуктом, его жировая фаза должна была содержать только молочный жир. Согласно же протоколу испытаний, его было обнаружено в пять раз меньше! Основное содержание продукта — жиры растительного происхождения. При этом московская продукция стоила на порядок дороже по сравнению с другими —143 руб. 50 коп. за 612 граммов.

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

На запрос СПб ООП «Общественный контроль» московская компания «Карат» сообщила, что признает факт фальсификации. По словам генерального директора компании В. А. Корсуна, «нарушение возникло вследствие использования фальсифицированного сырья». Впредь организация пообещала усилить входной контроль компонентов по показателю «содержание жиров немолочного происхождения». И только! Согласно ФЗ № 29 «О качестве и безопасности пищевых продуктов» изготовитель фальсифицированной продукции обязан сам изъять ее из оборота. Не сомневаемся, что на «Карате» знают законы, однако вряд ли будут добровольно их исполнять, ведь штрафы за подобные нарушения — курам на смех!

Именно поэтому все материалы проверки «Общественный контроль» передаст в органы прокуратуры и Роспотребнадзора. Государственный надзор по фактам фальсификации тоже должен сказать свое веское слово.

Подготовила Дарья ДЕДОВА

СПб ООП «Общественный контроль» благодарит за проведенные испытания ГУ «Санкт-Петербургская городская ветеринарная лаборатория» и лично его директора Анатолия Яшина.

РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРТИЗЫ СЫРНЫХ ПРОДУКТОВ

http://www.zoofirma.ru/