Санкт-Петербургская общественная организация потребителей «Общественный контроль» провела независимую экспертизу безопасности и качества популярных кулинарных изделий — студней и холодцов.
Половина образцов не прошла тест на безопасность: в четырех пробах было обнаружено превышение допустимых значений бактерий группы кишечной палочки. Две трети изготовителей не предоставили потребителям полной и достоверной информации о своих кулинарных изделиях.
«СТУДЕНЬ» И «ХОЛОДЕЦ»: В ЧЕМ ОТЛИЧИЕ?
Общественная закупочная комиссия строго в соответствии со ст. 45 Закона «О защите прав потребителей» приобрела 15 октября 2009 г. семь образцов холодцов и студней в розничной торговой сети. Все они были доставлены в испытательный центр Всероссийского научно-исследовательского института жиров (ВНИИЖ).
Чем же отличается студень от холодца? Как рассказала заведующая отделом сертификации продукции и услуг ВНИИЖ Наталья Фролова, холодец в отличие от студня — более плотное блюдо, иногда загущается, как и желе для заливного, желатином. Но сегодня разница между этими понятиями исчезла. Тем более что ГОСТа на эту продукцию не существует, и студни, и холодцы выпускаются по техническим условиям.
Oценивая органолептические показатели, специалисты испытательного центра опирались на общие требования и нормы. Без замечаний не обошлось. Так, у студня говяжьего весового от ООО «Приморское» (универсам «Сезон») вкус и запах оказались слабовыраженными, а мясные продукты — суховатыми и жестковатыми.
Аналогичные замечания были сделаны в адрес студня, изготовленного ООО «Онега лимитед». Возможными причинами такого несоответствия могли быть либо некачественное сырье, либо нарушение технологии и несоблюдение рецептуры.
СТУДЕНЬ ВАРИМ, С ИНФОРМАЦИЕЙ НЕ ЛАДИМ!
Только два образца исследованной кулинарии соответствовали требованиям к информации для пищевых продуктов, предусмотренных ГОСТ Р 51074-2003 и Законом «О защите прав потребителей».
Так, многие изготовители вместо термина «срок годности» неправомерно указывают «срок хранения». Именно так поступило, в частности, ООО «Онега лимитед». Кроме того, компания неверно сформировала и указала номер своих технических условий. Согласно указанному изготовителем цифровому коду, обозначающему группу, к которой относится продукт, это вовсе не студень, а… овощная продукция.
Но есть замечания и посерьезнее. Так, у всех предприятий сетевой торговли, где были закуплены студни и холодцы отсутствует значимая информация о продукции (информация о сертификации, в ряде случаев не указан состав, а также документ, в соответствии с которым продукт изготовлен, и т. д.).
СТУДЕНЬ БЕЗ ПАСПОРТА
— Сети настаивают на том, что они, реализуя продукцию собственных кулинарий, работают как предприятия общепита, а потому им достаточно ссылки на сборник рецептур, по которому они изготавливают студень или холодец, — рассказывает Наталья Фролова. — Но это в коре неверно.
Торговая сеть, изготавливающая пищевые продукты, становится производителем и обязана иметь все необходимые документы, регламентирующие показатели качества и безопасности, то есть технические условия! Ссылки на сборники рецептур здесь просто неуместны! Если до сих пор нет технического регламента на кулинарную продукцию, это не означает, что производитель может выпускать продукцию кулинарии, как ему хочется. По салатам этот вопрос уже закрыт. Те же «Лента» и «О’Кей» по настоянию Роспотребнадзора разработали соответствующую документацию по установленной форме. Теперь очередь за студнями и холодцами, — считает Наталья Фролова.
КУЛИНАРИЯ — БИЧ ТОРГОВЛИ
Продукция кулинарии, имеющая короткие сроки годности (от 6 до 120 часов) традиционно находится в зоне основных потребительских рисков из-за несоответствия продукции требованиям СанПиН. Увы, результаты этой экспертизы наглядно говорят не в пользу кулинарных изделий, вырабатываемых в том числе в цехах крупных гипермаркетов.
По словам специалистов ВНИИЖ, даже если съесть студень, не соответствующий санитарным нормам и правилам, риск расстройства желудка минимален, но все-таки есть. Поэтому к выбору и покупке продукции кулинарии надо относиться особо тщательно.
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
Получив результаты экспертизы, СПб ООП «Общественный контроль» немедленно проинформировала о них изготовителей и предприятия торговли. На сигнал общественников отреагировал только универсам «Сезон» (ООО «Приморское»), прислав отчет «о проделанной работе над ошибками». Генеральный директор Н. Печенкина в своем письме от 25.11.2009 г. сообщила, что проведена не только дополнительная санитарная обработка производственных помещений и инвентаря, но и «усилен контроль за санитарно-гигиеническим состоянием продавцов и поваров».
Более того, в магазине «изготовлены новые ценники и наклейки на отпускаемый товар, соответствующие требованиям действующего законодательства, в т. ч. содержащие данные об организационно-правовой форме и адресе изготовителя, обозначении документа, в соответствии с которым продукт изготовлен, информацию о сертификации, составе, пищевой и энергетической ценности продукта, условиях хранения, сроке годности. Для улучшения органолептических качеств продукции проведены ее дегустации и по результатам — дополнительная работа с рецептурами, а также поварами в плане улучшения этих качеств».
То, что Н. Печенкина действительно знает, как надо вести дела, мы верим, это видно из письма. Хотелось только, чтобы свои теоретические знания предприятия торговли применяли бы еще на практике.
В «Общественном контроле» уж было поверили слову руководителя торгового предприятия, но все-таки решили лично убедиться в том, что нарушение действительно устранено и спустя две недели, т. е. 10 декабря, наведались в «Сезон», что на Московском проспекте, 97.
Закупив небольшую порцию студня, общественники первым делом стали из учать этикетку, которая должна была быть существенно дополнена. Увы, чуда не произошло: генеральный директор ООО «Приморское» в очередной раз ввела в заблуждение потребителей, а заодно и общественную организацию. Получается, что письмо Н. Печенкиной было обычной грамотно составленной отпиской, да и только.
Все же мы не теряем надежду, что после этой публикации ООО «Приморское» все-таки встанет на путь исправления. А «Общественный контроль» в ближайшее время опять отправится в универсам «Сезон» и проверит, есть ли реакция на выявленные замечания. Также визит будет нанесен в те торговые точки, которые ответили молчанием на сигнал «Общественного контроля».
На наш взгляд, их молчание — не что иное, как красный стоп-сигнал для потребителей, голосующих рублем за свое здоровье и безопасность.
Подготовила Дарья ДЕДОВА. Редакция благодарит руководителя ОС ВНИИЖ Наталью Фролову за проведенные исследования.