Первая в России бесплатная газета для потребителей, зарегистрирована 06 ноября 1998 г.

«Добрый» подвела кислотность

СПБ общественная организация потребителей «Общественный контроль» проверила популярные марки соков. И не только на вкус…
 
Утренний стакан сока. Известно, что он добавляет человеку здоровья и наполняет энергией на целый день. Конечно, если этот сок соответствует нормативным документам, по которым изготовлен. Нередко перед нами встает вопрос: можно ли верить той информации, которая представлена на этикетке? Видов, сортов и марок сока на рынке с каждым днем становится все больше и больше. От разнообразия ассортимента глаза разбегаются. Потребитель не знает, как выбрать качественный, вкусный и, главное, полезный сок.
 
Санкт-Петербургская общественная организация потребителей «Общественный контроль», руководствуясь ст. 45 закона «О защите прав потребителей», организовала экспертизу соков, представленных на потребительском рынке Санкт-Петербурга. В магазинах торговых сетей «Квартал», «Находка», «Полушка» и «Сезон» общественники при участии представителей заводов-изготовителей и СМИ приобрели 8 образцов соков и направили в аккредитованную испытательную лабораторию «Петербург-Экспертиза» («ПЕТЕКС») Санкт-Петербургского ГУ «Центр контроля качества товаров (продукции), работ и услуг».

На экспертизу были представлены совершенно разные соки: пять образцов яблочного осветленного восстановленного сока: Caprice (ООО «Нидан Гросс»), «Услада для души» (ООО «Марли Сок»), «GOLD 100%» (ОАО «Раменский молочный комбинат»), «Фруктовый Сад» (ОАО «Лебедянский), «Добрый» (ЗАО «МУЛТОН»), один образец сока яблочного осветленного прямого отжима «Сады Придонья» (ОАО «Сады Придонья), один образец яблочного сока с витаминами, без сахара, для детского питания: «Долька» (ООО «Троя-Ультра») и последний образец – брусничный неосветленный сок Fresh Hit (ЗАО «Стимул»).

Сравнивать эти соки, как считают специалисты, невозможно. Почему? Хотя бы потому, что, во-первых, соки отличаются даже внутри одного вида сырья, а во-вторых, одни произведены в соответствии с ГОСТом, другие же – по техническим условиям (ТУ). Поэтому эксперты поставили задачу: определить, насколько соки соответствуют показателям, заявленным на упаковке и в технической документации, в соответствии с которой они произведены.

В результате исследований органолептических показателей специалисты определили, что каких-либо отклонений во внешнем виде, вкусе и аромате во всех, без исключения, образцах нет. Все яблочные соки представляют собой, как и заявлено в нормативных документах, прозрачную жидкость без осадка и посторонних включений, без посторонних привкусов и запахов, желтого, светло-коричневого или соломенного цветов. Брусничный сок - неосветленный, так что представляет собой естественно мутную жидкость (прозрачность не обязательна по ГОСТу) с натуральными ароматом и вкусом, без посторонних вкусов и запахов.

При оценке физико-химических показателей соков из яблок эксперты ориентировались на общий для всех соков ГОСТ Р52186-2003 «Соки фруктовые осветленные», который указывает, что для яблочного сока массовая доля растворимых сухих веществ должна быть не менее 11, 2 %, а массовая для титруемых кислот в пересчете на яблочную кислоту - от 0,3 – 1,4% , и на представленные предприятиями ТУ, в соответствии с которыми изготовлены большинство представленных на экспертизу соков.

Выбранные для тестирования соков показатели, по словам Людмилы Гамовой, руководителя испытательной лаборатории «ПЕТЭКС», наиболее типичные и основные по техническим документам для качественной оценки этого вида продуктов питания. Показатели содержания сухих веществ и кислотности могут колебаться в зависимости от сорта яблок и даже от того, какое было лето - дождливое или солнечное. Оказывается, даже погодные условия влияют на степень интенсивности накопления сухих веществ в сырье, из которого делают соки.

Результаты лабораторных исследований физико-химических показателей образцов соков таковы: «Caprice», «Услада для души», «Фруктовый Сад», «Сады Придонья» и GOLD 100% соответствуют нормам. «Долька» - соответствует ТУ, в котором изготовитель ООО «Троя-Ультра» ужесточил норму ГОСТа, предусмотрев более узкий диапазон (массовая доля титруемых кислот в расчете на яблочную кислоту должна быть от 0,3 до 0,9%, фактически этот показатель составил 0,4%).

Сок брусничный Fresh Hit (ЗАО «Стимул») оказался единственным из представленных образцов, который был изготовлен не по ТУ, а в соответствии с ГОСТ Р 52184-2003. Он также был признан полностью соответствующим требованиям нормативных документов.

Но не обошлось без «сюрпризов» и на этот раз. Образец сока «Добрый» подвел показатель «кислотность». Если массовая доля сухих веществ в нем в пределах нормы (11,2%), то массовая доля титруемых кислот в пересчете на яблочную кислоту меньше, чем заявлено в ТУ. По нормативному документу, предел – от 0,3 до 0,8%, а фактически выявлено - 0,2%. Несоответствие, кажется, незначительное, но разница все же больше, чем допускаемая погрешность (+- 0,01%). Возможно, потребитель и не почувствует эту разницу, но факт остается фактом: по данным протоколов испытаний, образец сока «Добрый» не соответствует собственным ТУ по показателю «кислотность».

Особо обратим внимание читателей, что речь идет только об одном образце сока «Добрый», представленном на экспертизу, а не всей продукции ЗАО «Мултон».

Мнение эксперта
Людмила Гамова, руководитель испытательной лаборатории «Петербург-Экспертиза» («ПЕТЕКС») Санкт-Петербургского ГУ «Центр контроля качества товаров (продукции), работ и услуг»:

- В нашей лаборатории можно определить широкий круг качественных показателей соков, выявить соотношение калия и натрия, присутствие в соках консервантов. Для этого нужны комплексные исследования по определению подлинности сока. Не секрет, что соки могут быть фальсифицированы. К примеру, наполнение сухих веществ может производиться за счет других компонентов, допустим, сахара. То есть при производстве может использоваться сырье, не свойственное натуральному соку. Дополнительные лабораторные испытания на определение углеводов позволяют выявить несоответствия по основному сырью - элементы, которые могут появиться в продукте только в результате осознанной деятельности по изменению продукта, то есть его фальсификации. Бывает, что в состав сока, который декларируется как продукт без консервантов, добавляют такие компоненты. А любое несоответствие информации на упаковке продукта его фактическому состоянию можно расценивать как обман потребителя.

Константин Никитин

Редакция выражает благодарность за проведенные исследования специалистам испытательной лаборатории «Петербург-Экспертиза» («ПЕТЕКС») Санкт-Петербургского ГУ «Центр контроля качества товаров (продукции), работ и услуг» и лично его директору А.В. Герману
 
http://www.zoofirma.ru/