Сколько поколений уже считают будничным десертом такой кондитерский деликатес, как вафля? Подобных цифр нам найти не удалось. Но откройте романы Дрюона, действие которых происходит в XIV веке. Еще сто лет стоять Константинополю и Византийской империи. В далекой Руси назревает Куликовская битва. Еще не открыта Америка и нет в Европе, а значит, и на Руси, ни помидоров, ни баклажанов, ни перца, ни картошки. Еще не известны славянам ни чай, ни кофе, ни какао. Сахар продают в аптеках как лекарство, только недавно его привезли с собой крестоносцы из Сирии. И в это же время герой романа Дрюона раскатывает тесто у печурки под открытым небом и зазывает прохожих к лотку, вокруг которого стоит аппетитный запах горячего теста, меда и масла: «Вафли горячие, горячие вафли! На всех не хватит! А ну-ка, горожане, спешите, налетайте!».
С тех пор вафли немного модифицировались, из занятных трубочек из сухого теста превратившись в изделия разной формы со сладкими ароматными начинками. Но главная отличительная особенность вафли осталась прежней: хрустящая хрупкость выпечки.
Какие же вафли предлагает нам торговля сегодня? Редакция "ПК" закупила в магазинах Петербурга восемь видов этого изделия от различных производителей и предложила продегустировать их специалистам Управления Росгосхлебинспекции по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области.
Вафли кондитеры производят нынче как по Государственному стандарту, так и по техническим условиям (ТУ) - рецептурам собственной разработки. Насколько хороши получаются изделия по ТУ - зависит от того, какую цель преследовал производитель: сделать свою продукцию более качественной и вкусной или просто снизить затраты на производство (к сожалению, таковые в ассортименте образцов нашей дегустации также оказались).
Оценка выставлялась по 3-5- балльной системе за органолептические свойства продукта: форму, поверхность, вкус, запах и цвет. Наименьшее количество баллов набрал образец вафель "Сливочные" из Череповца: цвет изделия неравномерный, разводами; поверхность - неоднородная, как будто оббитая. Не понравились дегустаторам и вафли "Амаретто" из Выборга: они также имеют неоднородный цвет, сильно крошатся уже в руках. В продукте использован ароматизатор "Амаретто", который чувствуется очень сильно, а также усилитель вкуса. Оба образца вафель совсем не хрустят при откусывании - большой минус в потребительских свойствах этого кондитерского изделия. Вафли "Ягодные" из Нижнего Новгорода выполнены, как следует из информации на упаковке, по ГОСТу. Они имеют ровную хорошую форму, привлекательный внешний вид. Но аромат малины (а в них использован ароматизатор этой ягоды) не чувствуется ни во вкусе, ни в запахе. Да и хрустящей эту вафлю тоже не назовешь. Специалисты хлебинспекции сделали предположение, что это свойство утеряно товаром из-за впитавшейся влаги, которая проходит через негерметичную бумажную упаковку.
Часто ли на нашем столе бывают вафли... | ||
Знание и потребление марок вафель среди потребителей вафель | Потребляют | Знают |
% от числа потребителей вафель | ||
Мишутка | 33.0 | 44.3 |
Принц | 20.1 | 32.8 |
Cadbury | 12.5 | 28.4 |
Лакомка | 12.0 | 25.1 |
Артек | 9.7 | 18.4 |
Хахатушки | 7.9 | 13.7 |
Чудо | 7.1 | 14.3 |
Maринка | 4.9 | 10.5 |
Фантазия | 4.4 | 12.6 |
Коломенское | 3.9 | 11.0 |
Рот-Фронт | 3.8 | 13.6 |
Лесная Быль | 3.2 | 10.6 |
Другая российская марка | 43.3 | 43.3 |
Другая импортная марка | 8.4 | 8.4 |
Источник: данные предоставлены компанией КОМКОН-СПб по результатам всероссийского ежеквартального исследования потребительских предпоч- тений, стиля жизни и медиапредпочтений R-TGI за февраль-май 2003 года. |
Вафли фабрики "Большевик" из Москвы были оценены неоднозначно: при неравномерном цвете (от светло- до темно-бежевого) и крошащейся поверхности они оказались привлекательны входящими в их состав натуральными орехами, а также комплексом витаминов (6 видов) и кальция. Такая рецептура делает изделие очень полезным для детей.
Вполне удовлетворительными по органолептическим показателям признаны вафли на фруктозе без сахара, произведенные ООО "ТД Петродиет". Несмотря на особую диетическую рецептуру, они вкусны и ароматны. То же можно сказать и о вафлях "Яблочко" с ароматизатором, идентичным натуральному, - также диабетической продукции.
Частота потребления вафель | % от числа потребителей вафель | Доля потребителей вафель среди жителей СПб | % от числа жителей СПб |
Несколько раз в день |
3.2 | Потребляют | 18.6 |
Один раз в день |
2.0 | Не потребляют | 81.4 |
2–3 раза в неделю |
7.6 | ||
1 раз в неделю |
13.6 | Предпочитаемый тип вафель | % от числа потребителей вафель |
2–3 раза в месяц |
19.1 | Обычные, без шоколада |
56.6 |
1 раз в месяц |
24.9 | Покрытые шоколадом |
35.8 |
Реже 1 раза в месяц |
28.9 | С обсыпкой | 9.7 |
Затрудняюсь ответить | 0.6 | Затрудняюсь ответить | 0.6 |
Самыми вкусными, соответствующими стандарту по всем органолептическим показателям, а потому и набравшими наибольшее количество баллов дегустаторы определили вафли "Сливочные" из Гатчины и "Лимонные новые" Московского комбината "Серебряный бор". Они имеют идеальную поверхность, четкую форму. Полуфабрикат не крошится в руках, но при этом он очень хрустящий и хрупкий. В сочетании с нежной начинкой эти изделия буквально тают во рту. Показательно, что в "Серебряном бору" внедрена международная система качества ИСО 9002 ГОСТ Р.
Конечно, дегустация как таковая всегда предполагает субъективность оценки. Ведь у каждого из нас свои собственные пристрастия и вкусы. Но мы надеемся, что мнение специалистов по хлебной продукции поможет вам в выборе качественного продукта.
Алла ФЕСЕНКО
- Назад
- Вперёд >>