Первая в России бесплатная газета для потребителей, зарегистрирована 06 ноября 1998 г.

Александр Герман: «Продукцию хорошего качества выпускают только 30% предприятий»

СПЕЦИАЛИСТЫ ОЖИДАЮТ СНИЖЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ В СВЯЗИ С КРИЗИСОМ

В двадцатых числах декабря в России вступают в действие первые технические регламенты, определяющие требования к пищевой продукции. Теперь, к примеру, на упаковках молочных продуктов их производители обязаны указывать цельным или сухим молоком они пользовались. А покупатель сам может выбирать: нужно ли ему качество или дешевизна? Но вступают в действие регламенты в условиях, существенно отличающихся от тех, в которых разрабатывались. Об этом мы сегодня и беседуем с руководителем СПб ГУ «Центр контроля качества товаров (продукции), работ и услуг» Александром Германом.

— Александр Викторович, что у нас происходит с качеством продукции?

— До самого последнего времени можно было констатировать, что качество российских товаров росло. Но, понимаете, существует, к примеру, технология, позволяющая из килограмма мяса получать не 800 граммов продукции, как раньше, а 1,8 килограмма! Да-да, вы не ослышались. Это называется «выход продукции — 210 процентов».

Суть операции проста. Берут кусок мяса, шприцем вкачивают внутрь под большим давлением соевый раствор. Он заполняет  межклеточное пространство. А потом включаются массажеры. И получается так называемое инжектированное мясо.

Можно и по проще. Теперь модно в кулинариях продавать салаты. И чтобы их освежить, продавец все время добавляет туда майонез. А чем его больше, тем салатик тяжелее!

Понятно, что возникает соблазн сэкономить за счет использования таких технологий.

— То есть кормить нас вредными продуктами?! Кстати, китайский меламин у нас в городе не обнаружен?

— Как только скандал вокруг китайского сухого молока начался, мы тут же запросили у Роспотребнадзора методику его обнаружения и стали контролировать. Но пока ничего не обнаружили. Территориальное управление Роспотребнадзора — тоже. Думаю, это естественно, молочную продукцию в Петербург везти из Китая далековато. У нас сухое молоко белорусское или свое.

Но давайте уточним: товары могут быть некачественные, фальсифицированные, контрафактные и опасные для жизни и здоровья. Это все разные понятия.

По моим оценкам, продукцию стабильно высокого качества и хороших вкусовых свойств делают процентов тридцать предприятий отрасли. То, что выпускают остальные, для потребителя преимущественно безопасно, но потребительские свойства этих товаров не очень высоки.

С точки зрения всякого рода технологий, речь может идти скорее о фальсификации. Фальсификат — это когда состав товара не соответствует обозначенному на маркировке. Яркий пример: в колбасу, которая по заверению производителя, сделана в соответствии с ГОСТом, добавляют сою. В результате себестоимость ее снижается вдвое! Но тогда производитель должен и писать, что колбаса его сделана не по ГОСТу, апо техническим условиям, в которых разрешено использование сои. Если это не делается, мы имеем дело с фальсификацией.

Такие же проблемы есть, к примеру, с творожками и сгущенкой. В них добавляют растительные жиры. В некоторых сгущенках мы обнаружили их до 30 процентов, хотя должно быть 100 процентов молочного жира. А в одном творожке для диетического питания вместо нуля процентов жирности оказалось 17 процентов! Естественно, за счет растительных жиров.

То же самое может происходить и после введения новых регламентов. В принципе, уже во второй половине декабря маркировка на молочную и масложировую продукцию должна наноситься в соответствии с регламентами. Но, думаю, наши магазины следующий месяц будут утверждать, что продают остатки той продукции, которая была произведена до декабря. А некоторые заводы и в январе будут производить продукцию постарому и утверждать, что это остатки с декабря.

И все равно, если у вас возникают сомнения, из цельного или восстановленного молока произведен данный продукт, — можно уже подавать жалобу. Если проверка выявит нарушение, то производителю или продавцу потребуются очень надежные документы, чтобы доказать, что это произведено раньше декабря. Иначе их накажут.

— Если покупатель обратится. А сами вы, что, не проверяете?

Сплошного контроля на потребительском рынке в России нет. Была схема специальных защитных мер по алкогольной продукции, когда весь поступавший на рынок алкоголь обязательно проходил экспертизу. На акцизный склад выходили эксперты, проверяли документацию, отбирали образцы для проверки и только после этого выдавали разрешение на продажу.

Но и эту схему с 2006 года отменили. А ведь с 2003 по 2006 год, когда мы занимались таким контролем, в год приходилось отбраковывать около миллиона бутылок! Причем это был не суррогат, а продукция с заводов. Когда же специальные защитные меры отменили, уже летом 2006 года мы получили волну отравлений спиртным. Производители, чтобы сэкономить, стали использовать технический спирт. Такая продукция уже представляет опасность для жизни и здоровья.

Кроме того, вы обратили внимание, где теперь на бутылке наклеена марка? Сбоку. Раньше она была сверху, так что, когда ты вскрывал бутылку, неизбежно нарушал целостность марки. А теперь предприимчивые товарищи собирают бутылки с марками и направляют их снова на производство. И хорошо, если на сам завод, а то, может быть, и в подвал.

— Если гражданин вам принесет некачественный товар, чем вы ему можете помочь?

С жалобами на продукты питания потребители к нам обращаются не часто. Если у них доходы приличные, им проще молокос кислинкой или невкусную колбасу выбросить и купить новые, чем идти в магазин, писать жалобу и иметь из-за пары десятков рублей головную боль на неделю?

Хочу, чтобы было ясно: образцы на анализ от потребителей мы не берем. Ведь бывает недобросовестная конкуренция, когда чужую продукцию могут фальсифицировать и под видом жалобы потребителя принести нам. Чтобы этого не случилось, потребитель, если хочет пожаловаться на плохой товар, должен сообщить нам: где, когда и что купил? И, желательно, предоставить сохранившуюся маркировку. Наши эксперты идут по указанному адресу и отбирают для проверки товар из той же партии. Потом проводят полное испытание, химическое и микробиологическое. Если товар недоброкачественный, мы даем протокол с результатами испытаний потребителю, сообщаем об этом продавцу и производителю.

Надо отметить: с петербургскими предприятиями и магазинами у нас налажен неплохой контакт, и на наши протоколы они реагируют. В торговле легче всего работать с сетевыми компаниями. Обычно, если мы сообщаем, что какой-то товар некачественный, его тут же выводят из оборота. А поскольку заказы сетевых операторов самые крупные, заводам их терять не хочется и они вынуждены исправлять свои ошибки.

Каким образом ваш Центр борется с контрафактной продукцией?

— Отдел по выявлению контрафактной продукции был создан в январе 2007 года. Сначала плотно занялись контролем рынка аудио- и видеодисков. Результат не замедлил сказаться: объемы контрафактной аудиовизуальной продукции в Санкт-Петербурге сократились процентов на шестьдесят.

Дальше стали осваивать новые рынки, например текстиль: джинсы, рубашки, спортивные костюмы, кроссовки. Одежду к нам везут преимущественно из Китая. Вернее, сначала доставляют в Финляндию, потом — в Москву, откуда товар и расходится по всей стране.

По моим оценкам, на рынке текстильной продукции и обуви контрафактной продукции — половина. По крайней мере, среди изделий, переданных нам на экспертизу, мы ни разу не нашли фирменной продукции.

Причем даже покупая вещи в фирменных магазинах, вы не застрахованы от подделок. Ведь фирмы, предоставляя свою марку, от магазиновтребуют в первую очередь обеспечение определенного оформления зала и прилавков, использование фирменных цветов и тому подобное. А что там продают, они зачастую не контролируют. По крайней мере, нам приходилось выявлять подделки в фирменных магазинах. Кстати, иногда они бывали даже более высокого качества, чем оригинал!

В последнее время отдел уделяет большое внимание рынку программного обеспечения. В настоящее время ГУВД в большом количестве доставляет нам на анализ системные блоки с нелицензионными программами. А ведь если где-то в офисе стоит такая программа, и мы дадим соответствующее заключение, органы внутренних дел могут возбудить дело по статье № 146 Уголовного кодекса.

Так что предпринимателям лучше пользоваться лицензионным продуктом. А то напишет ваш конкурент жалобу, что у вас нелицензионная программа стоит, придут милиционеры, изымут все системные блоки и заблокируют работу. Заплатите штраф до 200 тысяч рублей, а еще больше потеряете от простоя. По-моему, лучше заплатить 120 долларов за лицензионную операционную систему и не иметь проблем!

Например, наш Центр оснащен только лицензионным программным обеспечением. На его приобретение мы потратили около двух миллионов рублей. Зато теперь никто не сможет сказать, что у борцов с контрафактным программным обеспечением рыльце в пушку!

Встречается и контрафактный алкоголь (особенно, виски), который нам везут, преимущественно, из Болгарии и Польши. Кстати, из той же Польши поступает к нам на рынок и «левая» парфюмерия. А, вот, из Китая к нам везут, кроме одежды, еще и контрафактные микроскопы. Причем в данном случае мы имеем дело с подделкой продукции российских фирм.

— Можете дать совет нашим читателям, как правильно выбирать товар, чтобы он не оказался некачественным, контрафактным или опасным?

— Когда меня так спрашивают, я обычно говорю: ничего не рекомендую. Ну, разве что покупайте гречневую кашу и свежее мясо с рынка. Это, конечно, шутка, но нужно понимать: если речь идет о больших объемах промышленного производства, там всегда могут быть разного рода нарушения и несоответствия.

Юрий Звягин