Первая в России бесплатная газета для потребителей, зарегистрирована 06 ноября 1998 г.

Смольный решил ударить по "левой" водке

 
Всеволод Вишневецкий

Для этого с 01 июня 2007 г. в Петербурге вводится декларирование розничной продажи алкогольной продукции.

Согласно постановлению городского правительства №420 от 23.04.2007 г. все организации, имеющие лицензии на розничную продажу алкоголя, должны будут ежеквартально предоставлять в Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли декларацию о всем реализованном спиртном, включая слабоалкогольные напитки.

Родина "левака" - Северная Осетия и Подмосковье
По словам Александра Германа, директора СПБ ГУ "Центр контроля качества товаров (продукции), работ и услуг", на которое возложена техническая сторона реализации данного постановления, система декларирования уже давно успешно работает во многих регионах России и, наконец, внедряется в Петербурге. "Введение декларирования, - говорит он, - позволит сделать контроль оборота алкоголя в Петербурге более эффективным. Ведь сведения, внесенные в декларации, мы будем сравнивать с информацией ЕГАИС. И при выявлении разночтений, авторов недостоверных сведений будут ждать адресные проверки совместно с налоговыми органами и милицией".

Необходимость введения подобных мер назрела уже давно: в городе нередко можно встретить подозрительно дешевую водку, поступающую в основном из Северной Осетии и Подмосковья. Специалистов Центра контроля качества эта продукция заинтересовала с точки зрения ценообразования. Совместно с налоговиками они провели исследование, в ходе которого вывели финансовую формулу производства водки, вычислили ценовой порог, ниже которого просто невозможно выпустить на рынок легальную продукцию.

Несложная арифметика показала, что на единицу бутылки водки емкостью 0,5 л. спирт стоит 3,39 руб., бутылка вместе с этикеткой - 8,8 руб., федеральная специальная марка - 1,53 руб., акциз 100% - 32.40 руб. и НДС - 8,3 руб. Складываем и получаем 54,42 руб. Таковы основные прямые затраты завода-изготовителя. И это без учета производственных и транспортных расходов, а также нормы минимальной прибыли!

Таким образом, в рознице пол-литра легального горячительного напитка не может стоить ниже 60 руб. по определению. Однако факты - упрямая вещь. Только за последние месяцы специалисты Центра контроля качества выявили ни одну партию водки сомнительного происхождения.
  Кто попался?
Так, например, проверки проводились в отношении водки "Славянское застолье оригинальная", водки "Славянское застолье классическая" и водки "Славянское застолье хлебная", 0,5 л., произведеннной ООО "ВТПП Севосреспотребсоюза", Северная Осетия (розничная цена - 57.40 руб., оптовая - 50.99 руб., закупочная на заводе-изготовителе - 45 руб.); водки "Росспиртпром", 0,5 л., в ассортименте, произведенной ООО "ЛВЗ "Петровский", г. Петрозаводск (оптовая цена - 57 руб., закупочная на заводе- изготовителе - 53 руб.); водки "Рогожская бархатная", 0,5 л., произведенной ООО "Содружество-7", Московская обл. (розничная цена 62-50 руб., оптовая - 49.88 руб., закупочная на заводе- изготовителе - 49.83 руб.); водки "Раунд традиционная", 0,5 л., произведенной ООО "Раунд-М", Московская обл., г. Железнодорожный (оптовая цена - 53.71 руб., закупочная на заводе- изготовителе - 43.43 руб.); водки "Серпуховская застольная". Кстати, "Серпуховская", закупленная, между прочим, не в мелкой рознице, а в крупном гипермаркете, была забракована лабораторией Центра по органолептическим показателям: в бутылке оказались посторонние включения. Вся партия некачественного зелья была снята с реализации.

Маркетинг или уход от налогов?
Однако далеко не всегда нелегальная водка бракуется лабораторией Центра по показателям безопасности. Ведь в основном такая продукция… индустриального производства. Но, как правило, дешевая водка - низкого качества. Выведенная из-под налогообложения, на рынок она поступает путем различных серых схем. Но механизм легализации "левака" всегда один. Завод, выпуская неучтенную водку, каким-то образом ставит ее на учет в ЕГАИСЕ. Затем получает акцизные марки (без уплаты акциза) и реализует продукцию оптом.

Легализованная "левая" водка пользуется большой популярностью не только у мелкой розницы, но и у крупных торговых сетей. Секрет "успеха" прост: на такую продукцию можно сделать хорошую "накрутку" и при этом продать большой объем по демократичной цене.

Некоторые представители сетевого ритейла утверждают, что продают дешевую водку в рамках рекламных акций (купили, дескать, за 56 руб., выставляем за 48 руб.). Вроде бы "тянет" на неплохой маркетинговый ход. С другой стороны, реализуя продукцию ниже себестоимости, у продавца неминуемо образуется убыток, за счет которого он занижает свою прибыль, а, соответственно, и налог с нее. Этот вопрос мы адресуем налоговым и правоохранительным органам.

Суррогат во вторичной таре
Другая проблема, которую также предстоит решить в ближайшем будущем вместе с ГУВД, - выявление и ликвидация подпольщиков, предлагающих потребителям на рынках города алкогольный суррогат во вторичной таре. Об этом "бизнесе" было
  известно давно, но в последние месяцы факты выявления подделок стали учащаться. Совсем недавно представители петербургского завода "Троникс" принесли в Центр контроля качества ящик якобы их "портвейна", который они закупили на рынке на ул. Салова. В ящике находились бутылки с неизвестной жидкостью, снабженные этикетками и акцизными марками "Троникса". Все бутылки в ящике были под разными датами розлива. В ходе лабораторного анализа выяснилось, что "портвейн" был разлит где-то на "Малой Арнаутской", и к заводу "Троникс" не имеет никакого отношения.

Появление на рынках суррогата объяснить просто. Бутылки с целыми этикетками и неповрежденными акцизными марками мошенники берут в пунктах приема стеклотары, в которых аккуратно вскрытая бутылка оценивается гораздо дороже, чем с поврежденными этикеткой и акцизной маркой. Поскольку сегодня укупорка и пробка никак не защищены акцизной маркой, как это было еще полтора года назад (пока не отменили региональную марку), последователи Остапа Бендера этим пользуются и охотно скупают такие бутылки для "вторичного использования".

Выход - добровольная сертификация
Одной из мер, способной дать покупателю гарантию покупки легальной и безопасной алкогольной продукции, по мнению специалистов, может стать внедрение системы добровольной сертификации. В этом случае поставщик будет иметь возможность не только заявить о безопасности алкогольной продукции, но и оклеить ее пробку дополнительной защитной маркой, неминуемо теряющей свой "товарный" вид при вскрытии бутылки.

Такие добровольные системы защиты алкогольной продукции уже успешно работают в других регионах страны. Например, в Белгороде любой житель, размышляя в супермаркете "пить или не пить?", может отправить sms-сообщение в уполномоченный орган и получить информацию, легальную ли бутылку он собирается приобрести или нет. Услуга эта бесплатная. И, согласитесь, очень полезная. Правда, изготовителям алкоголя при внедрении такой системы приходится раскошеливаться на марку (1 шт. стоит около 60 коп.) и саму сертификацию (около 5 тыс. рублей на партию продукции).

По мнению чиновников, введение системы добровольной сертификации алкогольной продукции в Санкт-Петербурге позволило бы повысить безопасность и прозрачность этого сегмента рынка. Со своей стороны Смольный уже готов приступить к внедрению такой системы. Осталось дело за малым: договориться о "правилах игры" с изготовителями и поставщиками алкоголя, а также с торговыми сетями, которые пока не видят для себя выгоды от дополнительных контрольных процедур.

Всеволод Вишневецкий