Незадолго до Дня согласия и примирения в Территориальное управление Роспотребнадзора в Санкт-Петербурге были приглашены руководители общественных организаций по защите прав потребителей, занимающихся проверками соблюдения прав потребителей в розничной торговле.
Сперва общественникам рассказали о результатах работы отдела по защите прав потребителей теруправления за 9 месяцев текущего года. Именно этот отдел, на Стремянной,19, занимается проверками торговли «на государственном уровне». Итак, на 01.10.05 на основании статей КоАП инспекторами отдела было составлено 1082 постановления на общую сумму 7 796 000 руб., из которых взыскано 6 317 000 рублей. Нарушения были выявлены в 80,7% случаев.
Оказалось, что за этот период общественники также неплохо поработали - обеспечили чиновников материалами для составления ими 12,5% протоколов об административных правонарушениях (от общего количества), что позволило привлечь в госбюджет в виде штрафов 762 тыс. рублей. Это означает, что каждый восьмой нарушитель прав потребителей в городе за указанный период был выявлен общественными организациями. Причем совершенно бескорыстно. Правда, общественникам за это никто спасибо не сказал. Какие уж там сантименты! Вместо этого вежливо попытались объяснить, куда свой нос им совать все-таки не надо.
По мнению теруправления, озвученному начальником юротдела Игорем Соломонисом, общественники не должны: 1) проверять соблюдение торговыми организациями санитарных норм и правил, в т.ч. требовать к предъявлению санитарные книжки персонала; 2) проверять наличие санитарно-эпидемиологических заключений (которые обязан иметь при себе каждый продавец. – Прим. ред.); 3) проверять правильность применения контрольно-кассовых машин, что является нарушением не потребительского, а налогового законодательства. Если общественники так озабочены непробиванием кассовых чеков, они должны сообщать об этом в налоговую инспекцию, а не в Роспотребнадзор, подытожил выступающий.
Эти три пункта, названные «наиболее типичными ошибками», вызвали бурную критику «общественности». Один за другим поднимались их представители и озадаченно возражали: «Это, значит, если в магазине тараканы или крысы бегают и потребители нам на это жалуются, мы должны им отвечать: спокойно, товарищи, крыса - друг человека, ваших прав никто не нарушает?!»
«Что касается проверки наличия санэпидзаключений, то этот документ (наряду с сертификатом соответствия) является основным носителем информации о безопасности продукции. Его по закону «О защите прав потребителей» не то что общественная организация - любой потребитель имеет право затребовать у продавца!» - недоумевали другие.
«Ну а про кассовые аппараты – это и вовсе перебор!» - говорили третьи. Кассовый чек – это не просто фискальный документ, представляющий интерес для налоговых органов. Для потребителя он является в первую очередь договором купли-продажи, то есть документом, устанавливающим правоотношения продавца и покупателя. Иметь надлежащим образом оформленный договор купли-продажи – это законное право потребителя, нарушение которого является поводом для реагирования со стороны общественной организации в рамках ст. 45 закона «О защите прав потребителей». Более того, суды часто отказываются принимать исковые заявления потребителей, если к ним не прикладывают кассовый чек.
Возражения общественников, казалось, шли в пустоту. В итоге, как ни старались чиновники, примирения и согласия «по трем пунктам» между государственными и негосударственными контролерами не произошло. Наоборот, в кулуарах иные общественники сетовали, что санитарные врачи, которых с недавних пор наделили полномочиями проверять соблюдение потребительского законодательства, из ревности пытаются ограничить права общественников, лишить их возможности реагировать на нарушения прав потребителей в части санитарного законодательства. По словам общественников, в последнее время представители магазинов стали даже отказываться подписывать акты, составленные общественными инспекторами, объясняя это устной «инструкцией» из Теруправления Роспотребназдора.
Как бы то ни было, несмотря на разногласия, совместная работа общественников и Роспотребнадзора началась. И началась она с неплохим для госбюджета результатом. Так если работа у вас, господа, общая, а бюджет один, государственный, – что ж там делить!
Или все-таки есть что...