18 ноября Госдума во втором чтении приняла поправки к закону «О защите прав потребителей», которые закрепляют ряд новых норм, позволяющих потребителям гораздо увереннее чувствовать себя в супермаркете, универмаге, торговой зоне или на рынке. Для того чтобы эти поправки вступили в законную силу, они должны пройти третье чтение в Думе, а также получить одобрение Совета Федерации. По словам Анатолия Голова, сопредседателя Союза потребителей России, новый закон вступит в силу либо в самом конце текущего года, либо в начале следующего.
В соответствии с проектом нового Закона «О внесении изменений в закон РФ «О защите прав потребителей», иностранный изготовитель будет нести перед российским потребителем такую же юридическую ответственность, как и российский изготовитель. Новый документ обязывает иностранные компании создать на территории РФ организации, уполномоченные принимать и удовлетворять претензии российских потребителей на ненадлежащее качество импортных товаров.
Новая редакция закона также предусматривает доведение до потребителей в обязательном порядке информации о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генетически модифицированных источников (ГМИ). По данным Департамента госсанэпиднадзора РФ, каждый пятый продукт питания, употребляемый сегодня россиянами, содержит ГМИ. Однако до сих пор ни один из российских изготовителей продуктов питания не сообщает потребителям о наличии в его продукции ингредиентов, полученных путем генной инженерии. После вступления в силу нового закона у изготовителей не будет выбора. Они должны будут указывать на упаковке, содержится в их продукте питания ГМИ или нет. Если в ходе независимых экспертиз выяснится, что изготовитель скрыл информацию о наличии ГМИ в своей продукции, любой потребитель или объединение потребителей смогут подать иск о возмещении ущерба, нанесенного вследствие введения потребителя в заблуждение относительно состава продукта питания, имеющего неполную и недостоверную информацию на упаковке.
Новый проект закона закрепляет право потребителя при отсутствии кассового и товарного чека ссылаться на свидетельские показания.
Важным нововведением проекта стала совершенно новая статья под названием «Дистанционный способ продажи товара», которая предусматривает право отказа потребителя от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара – в течение семи дней. В случае, если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменном виде в момент доставки товара, потребитель вправе отказаться от него в течение трех месяцев с момента передачи товара. В то же время, согласно проекту, потребитель не вправе отказываться от товара надлежащего качества, имеющего индивидуально-определенные свойства, если указанный товар может быть использован исключительно приобретающим его потребителем. При отказе потребителя от товара продавец в течение 10 дней должен возвратить ему денежную сумму за исключением расходов продавца по доставке от потребителя возвращенного товара.
Проект закона также расширяет полномочия государственного контроля и надзора в области защиты прав потребителей. Так, территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучию человека будут вправе приостанавливать производства и реализацию товаров, которые не соответствуют обязательным требованиям, а также отзывать с рынка товары, которые не соответствуют обязательным требованиям. При этом органы контроля будут обязаны информировать о своих действиях потребителей.
Проект закрепляет за общественными объединениями потребителей право распространять информацию о правах потребителей, о результатах сравнительных исследований качества товаров, а также иную информацию, которая будет способствовать реализации прав и законных интересов потребителей. Причем публикуемые результаты сравнительных исследований качества товаров не будут считаться рекламой.
Безусловно, все предлагаемые проектом правовые нормы являются существенным шагом вперед в области защиты прав потребителей в России. Остается только надеяться на скорейшее принятие нового закона и, как следствие, на рост уважения к потребителям и их правам со стороны остальных субъектов рынка.