Лидеры птицеводства России – птицефабрики Ленинградской области – в опасности! Именно так недавно охарактеризовал состояние дел в отрасли региона Юрий Трусов, генеральный директор ОАО «Ленптицепром».
Казалось бы, массовые запреты на ввоз импортной курятины в Россию из проблемных участков земного шара должны были прибавить оптимизма отечественному птицепрому. Ан нет! Птичий грипп и связанные с ним ограничения импорта – это, оказывается, ничто по сравнению с неожиданно вдруг возникшей внутренней проблемой, все сильнее затягивающей петлю на исхудалом горле ряда хозяйств Ленинградской области.
И проблема эта – стремительный рост цен на комбикорма, связанный с ростом цен на зерно во второй половине 2003 года. Поскольку советское плановое хозяйство сосредоточило именно в нашем регионе ударные птицеводческие силы страны, сегодня многочисленные птицефабрики Ленобласти (около двадцати), жестко конкурируя друг с другом, не могут повышать цены на яйцо. Не дают этого сделать и «варяги» из других регионов страны, а также Белоруссии, где тради ционно сельское хозяйство дотируется государством. Привозное яйцо получается дешевле. Его охотнее берут оптовики и розница, отказывая местным изготовителям, не получающим бюджетной поддержки. В итоге, имея огромные проблемы со сбытом, местные птицефабрики лишены оборотных средств, необходимых для закупки постоянно дорожающих комбикормов.
Раз птицу нечем кормить, она должна быть забита. По словам Юрия Трусова, не сегодня-завтра в Ленобласти может начаться внеплановый забой птицы, и тогда процесс гибели ряда хозяйств может стать необратимым. Забить птицу нетрудно, но чтобы заново создать яйценосное племенное стадо, необходимо минимум полгода! Что будут делать при таком раскладе трудовые коллективы птицефабрик? Ясно, что цыплят по осени сосчитать им будет уже не суждено – разваленное к тому времени производство вряд ли удастся восстановить.
Основной причиной своего ахового положения птицеводы считают преступную, с их точки зрения, политику государства, экспортирующего и без того дефицитное на внутреннем рынке зерно за границу. Это привело к тому, что сегодня в стране совершенно нет даже запасов фуражного зерна – основы для производства комбикоромов. Рост цен на энергоносители, требования поставщиков коммунальных услуг авансовых платежей в размере от 50 до 100%, диктат рынка — все это к ноябрю 2003 г. окончательно подорвало экономику ряда птицефабрик, не сумевших в предыдущие годы привлечь инвестиции со стороны или не успевших по разным причинам войти в крупные промышленные холдинги. Осенью прошлого года Юрий Трусов пошел даже на бесплатную раздачу птицы всем местным жителям, кто был готов ее взять: кормить несушек все равно было нечем. На такой шаг отчаяния птицевода повлиял и мрачный прогноз правительства: на поддержку отрасли в 2004 г. оно пообещало выделить средств из бюджета в объеме…1988 года.
По мнению аналитиков, развал «Ленптицепрома» может остановить разве только чудо. Если оно не произойдет, крик родной «забитой» птицы может оказаться для российской экономики, да и для нас с вами, потребителей, пострашнее заморского птичьего гриппа.