Тема качества пищевых продуктов с каждым годом все сильнее муссируется средствами массовой информации. Однако какой-либо адекватной реакции государственных органов власти на очередной телерепортаж или публикацию в газете, как правило, не следует. Чиновников, видимо, вполне устраивает, что магазины буквально завалены фальсифицированными продовольственными товарами. Иначе чем можно объяснить их бездействие и упорное нежелание пресекать массовые нарушения прав потребителей на продовольственном рынке?
Что делать?
Потребители вынуждены покупать фальсификат, так как отличить его от качественного продукта, не прибегая к помощи инструментального контроля, просто невозможно. Недобросовестные изготовители так ловко научились вводить покупателей в заблуждение, что остается только руками разводить.
Как тут не вспомнить о советском знаке качества, который служил вполне понятным, четким сигналом: «Качество подтверждено государством, товар можно покупать!». К сожалению, сегодня вместе с советской системой государственного контроля качества, державшую «в узде» всю плановую экономику, ушли в прошлое и те «фишки», которые вполне можно было бы применить и в нашей сегодняшней жизни. Например, ввести в оборот тот же знак качества. Он был бы отличным ориентиром в огромном море товаров, в т.ч. и продовольственных, которые мы покупаем, ориентируясь, в основном, на рекламные обещания изготовителей, а не на достоверную информацию, которую зачастую отсутствует.
Сегодня на товарах можно встретить символы «РСТ» (означает, что товар прошел процедуру сертификации) или «СТР» (означает, что товар соответствует требованиям технического регламента). Однако, эти символы вовсе не означают, что товар находится под неусыпным контролем государства. Они формально говорят лишь о том, что товар прошел обязательную процедуру подтверждения соответствия на стадии получения сертификата или декларации о соответствии. А дальше – все зависит от изготовителя, вернее, от «лучшего контролера» – его совести.
В Санкт-Петербурге в разные годы предпринимались попытки на добровольной основе внедрить различные знаки качества. Однако непонятная система контроля за их использованием сводила на нет благородные усилия организаторов. Самым разрекламированным до недавних пор был знак «Сделано в Санкт-Петербурге», решение о присвоении которого различным товарам и услугам принимали городские власти. Однако новый губернатор Г. Полтавченко постановлением №1500 от 31.10.2011 г. конкурс отменил, посчитав его, видимо, изжившим себя.
«Сама идея конкурса была неплохая, - комментирует Всеволод Вишневецкий, председатель Санкт-Петербургской общественной организации потребителей «Общественный контроль». – Предприятия воспринимали конкурс, как инструмент дополнительного самоконтроля, а знак – как доказательство качества выпускаемой продукции, с помощью которого можно было получить преимущество перед конкурентами в борьбе за доверие потребителей. Однако, механизм контроля над использованием знака, а также его отзыва в случае ухудшения качества выпускаемой продукции, так и не был запущен, а потом конкурс и вовсе закрыли».
Выход найден
Будучи многие годы одним из организаторов конкурса «Сделано в Санкт-Петербурге» в продовольственном секторе, «Общественный контроль» в этом году решил создать свой собственный, общественный, с вполне понятным любому покупателю названием - «Можно покупать!».
Механизм конкурса, символом которого стал яркий знак красного цвета в виде печати «МОЖНО ПОКУПАТЬ!», также существенно модернизирован.
Во-первых, было принято решение отказаться от принципа территориальности: в конкурсе могут участвовать продовольственные товары, сделанные не только в Санкт-Петербурге, но и в Ленинградской области, а также в других регионах страны. Главное условие – они должны быть представлены в магазинах города.
Далее, с победителем конкурса «Общественный контроль» заключает соглашение, согласно которому изготовитель в течение года гарантирует соответствие качества и состава товара тому, что указано на этикетке. И не дай бог, если в ходе инспекционного контроля, который также предусмотрен соглашением, выяснится, что лауреат решил «отступить» хотя бы на «полшага» от того, что указал на этикетке! В течение 10 дней он будет обязан отозвать некачественную партию товара из розничной сети. И, уж будьте уверены, «Общественный контроль» за этим проследит.
Еще одно новшество, которое решили внедрить организаторы: объявлять результаты конкурса будут непосредственно на церемонии торжественного награждения. До этого момента участники конкурса не будут знать о его результатах. И последнее: в каждой номинации будет назван только один победитель.
В остальном конкурсная процедура вполне традиционна. Предприятие подает заявку на участие в конкурсе согласно выбранной номинации. «Общественный контроль» закупает в розничной торговой сети образцы заявленной продукции и передает их на исследование в государственную аккредитованную испытательную лабораторию. Образцы, успешно прошедшие лабораторный контроль, направляются на дегустационную комиссию, в состав которой входят профессиональные эксперты-дегустаторы. По итогам дегустационной оценки в каждой номинации и определяется один продукт-победитель.
«Задача Конкурса – определить продовольственный товар, обладающий лучшими потребительскими свойствами в своем сегменте на рынке Санкт-Петербурга, выделить его на полке магазина специальным знаком отличия, продвинуть в сознании потребителя, как товар, который можно покупать без риска, - рассказывает Всеволод Вишневецкий. – До конца июня мы будем принимать заявки, в июле-августе пройдут конкурсные процедуры. Победители конкурса станут известны в самом конце августа, а первые продовольственные товары, отмеченные знаком «МОЖНО ПОКУПАТЬ!», думаю, появятся в магазинах уже этой осенью».
Пресс-служба СПБ ООП «Общественный контроль»