Первая в России бесплатная газета для потребителей, зарегистрирована 06 ноября 1998 г.

В ЛАБОРАТОРИИ "ПЕТЕРБУРГ-ЭКСПЕРТИЗА" ПРОШЕЛ 2 ЭТАП ОБЩЕСТВЕННОГО КОНКУРСА ПО КАЧЕСТВУ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ "МОЖНО ПОКУПАТЬ!"

В Санкт-Петербурге на базе испытательной лаборатории «ПЕТЕРБУРГ-ЭКСПЕРТИЗА», структурном подразделении СПб ГБУ «Центр контроля качества товаров (продукции), работ и услуг», прошел второй завершающий этап ежегодного Общественного конкурса по качеству продовольственных товаров «МОЖНО ПОКУПАТЬ!», который уже четырнадцатый год подряд проводит Санкт-Петербургская общественная организация потребителей «Общественный контроль».

 

Честный конкурс для изготовителей и потребителей

 

Участниками конкурса становятся не только изготовители Санкт-Петербурга, но также и иногородние компании, чья продукция представлена в магазинах Северной столицы. Цель конкурса – выявить на торговых полках честные продовольственные товары и донести информацию о них до потребителей.

Для того, чтобы составить шорт-лист конкурса, «Общественный контроль» в 2025 г. организовал независимые экспертизы более 150 образцов пищевой продукции разных торговых марок в государственных испытательных лабораториях Северо-Западного федерального округа. В итоге, до конкурсных процедур были допущены только продовольственные товары 23 наименований из семи регионов страны: Санкт-Петербурга, Москвы, Великого Новгорода, Ленинградской, Московской, Калужской и Орловской областей.

Важно, что пищевые продукты поступают в лабораторию для независимой конкурсной оценки не со складов предприятий-изготовителей, а из обычных магазинов.

В борьбе за звание лауреата конкурса «МОЖНО ПОКУПАТЬ!» соревнуются как крупные, хорошо известные продовольственные компании, так и те, кто только недавно вышел на потребительский рынок. Яркий пример – номинация «Молочная продукция», в которой в этом году участвуют сразу тринадцать образцов продукции из пяти регионов страны.

 

Кто сошел с дистанции?

 

Предварительный этап конкурса – оценка маркировки товаров на предмет введения потребителей в заблуждение. На этом этапе к конкурсу не были допущены образец «масла сливочного с добавлением льняного» (продукт молочный составной: масло комбинированное) ТМ «Сливочный залив» 82,5% и образец «масло сливочное «Деревенское» с добавлением оливкового масла» 72,5%. Как показал анализ упаковки, наименование «масло сливочное» недопустимо в маркировке этих продуктов, которые, судя по составу, являются молочно-растительными или, согласно требованиям технических регламентов, спредами сливочно-растительными.

Еще один образец (колбаса полукопченая «Чесночная») сошел с дистанции по результатам лабораторных испытаний, которые стали первым этапом конкурса. Отборочные лабораторные испытания и инструментальный контроль в рамках первого этапа конкурса проводились на базе трех государственных испытательных лабораторий: ФГБУ «Федеральный центр охраны здоровья животных» (ФГБУ «ВНИИЗЖ»), ФБУ «Тест-С.-Петербург» и «ПЕТЕРБУРГ-ЭКСПЕРТИЗА».            

На второй этап Конкурса – дегустационный смотр - были допущены только те товары, которые успешно прошли первый этап. Их оказалось всего 20. Увы, к сожалению, далеко не все образцы, прошедшие лабораторный контроль, смогли преодолеть строгий экспертный отбор в рамках второго этапа, в ходе которого оценивались вкус, запах, цвет, консистенция образцов, а также информация для потребителей на упаковке.     

Все образцы, участвовавшие в дегустации, были зашифрованы и обезличены. Таким образом, эксперты не знали торговые марки образцов, предлагаемых для оценки. Маркировка продукции оценивалась после дегустации продукта, что исключало необъективность при оценке образцов.

На дегустации работали и независимые наблюдатели:  процедуру второго этапа конкурса «МОЖНО ПОКУПАТЬ!» освещали «1 канал» и телеканал «ЛенТВ 24».

 

А судьи кто?

 

Согласно Положению о конкурсе, победителем может стать только тот продовольственный товар, который не только успешно прошел лабораторные испытания на соответствие заявленному составу, но также дегустационный смотр, в котором принимают участие авторитетные эксперты, представляющие ведущие исследовательские организации Северо-Западного федерального округа. В этом году в состав Экспертного совета конкурса вошли специалисты СПб ГБУ «Центр контроля качества товаров (продукции), работ и услуг», ФГБУ «Федеральный центр охраны здоровья животных», ГУ «Санкт-Петербургская городская ветеринарная лаборатория», СЗГМУ им. И.И. Мечникова Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга, Высшей школы сервиса и торговли Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, Санкт-Петербургского института управления и пищевых технологий и Регионального Консалтингового Центра «ТЕСТ-Консалт».

 

Лауреатов наградят

 

Победители конкурса «МОЖНО ПОКУПАТЬ!» будут объявлены 17 октября на Международной агропромышленной выставке-ярмарке «Агрорусь», которая по традиции пройдет в петербургском КВЦ «ЭКСПОФОРУМ».

Лауреаты будут иметь возможность маркировать продукцию, победившую в конкурсе, знаком отличия «МОЖНО ПОКУПАТЬ!». Однако в этом случае изготовители должны быть готовы к инспекционным лабораторным испытаниям продукции, которые «Общественный контроль» вправе проводить в течение всего срока использования знака на упаковке товара-победителя. Если в ходе инспекционного контроля будут обнаружены нарушения по качеству, продукция будет отозвана из торговой сети.

         

Владислав Мельник