Этот древний языческий праздник у современных россиян в первую очередь ассоциируется с блинами и расклеенными яркими афишами, зазывающими горожан на народные гулянья, главным действом которых является сожжение соломенного чучела. Кому-то может показаться, что других традиций проводов зимы больше не было. Но на самом деле каждый век вносил в этот древний народный праздник свои коррективы, все больше и больше предавая забвению истинные традиции.
Масленица по-царски
В Петербурге считалось, что Масленица приходит со стороны Охты, и праздновали этот праздник абсолютно все – от простых людей до царских особ. И только один раз в 1724 г. в Петербурге Масленица не удалась из-за сильных морозов.
В XVIII–XIX веках главными масленичными развлечениями были так называемые катальные забавы, подразумевающие лихие гонки по городу в расписных конных санях и экстремальные скатывания с ледяных гор.
Для этого все доступные в округе спуски и овраги заливали водой, а на центральных городских площадях (на Охте, на Крестовском острове и на Неве перед императорским дворцом) возводили деревянные горки с резными бортиками и скульптурами, которые были самыми настоящими произведениями искусства высотой 15–25 метров. Как правило, их строительство происходило на деньги из казны или благотворительные пожертвования состоятельных и уважаемых людей Петербурга, так как это было очень почетной миссией.
К примеру, в Петербурге в начале XIX века славились горы купца Подозникова. Они строились на Неве напротив Сената и достигали 26 метров в высоту. Но если катание с простых ледяных горок было бесплатным, то вход на рукотворные аттракционы стоил денег.
Сначала катались на рогожках, в корзинах и просто так «на пятой точке», что провоцировало травмы и порчу одежды. Позже появились специальные санки на полозьях, на которых очень любил съезжать Петр I. Елизавета Петровна каталась на собственных, специально для нее сделанных расписных санях.
– Если говорить о традициях, то скатывались не только ради забавы, но и со смыслом, – говорит научный сотрудник отдела этнографии русского народа Российского этнографического музея Станислав Петряшин. – К примеру, в Архангельской губернии заставляли целоваться молодоженов, а потом скатывали их с горы, при этом считалось, что чем дальше прокатятся сани, тем длиннее уродится в этом году лен. Девушки, катаясь, обычно гадали по длине пробега, как далеко уедут они от родительского дома, выйдя замуж.
Основные праздничные гулянья проходили как раз у этих горок, они так и назывались – «под горами». Здесь устанавливались карусели и качели, в городах строились балаганы, в которых показывали цирковые и театральные представления и даже дрессированных заморских животных. Проводились различные конкурсы и игры, знаменитые кулачные бои.
Еще одна популярная забава того времени – штурм снежной крепости. В Петербурге, как правило, снежные городки строили на Неве. Самые зрелищные штурмы осуществлялись на конях. В некоторых случаях в центре снежного городка делали прорубь, и первый ворвавшийся в городок лихач должен был в нее окунуться.
Повсеместно торговали горячим чаем, сладостями, оладьями, пирогами, хворостом и, конечно, блинами.
– Современное слово «блин» происходит от древнего «млин» (молоть), так как раньше, прежде чем замесить тесто, нужно было намолоть ржаную муку, в которую иногда добавляли солод, – рассказывает шеф-повар кафе «Русские блины у Наташи» Мария Калакуцкая. – Пекли блины (именно пекли, а не жарили) на специальных чугунных сковородках, которые ставили в русскую печь. Но если изначально блины употреблялись исключительно как ритуальное поминальное блюдо, в основном на Масленицу и исключительно простыми людьми, то уже в XVI–XVII веках блины попали на стол к знати.
Сначала блины были без начинок. Потом их стали подавать со сметаной, медом и различными начинками. Престижными считались блины с творогом – их очень любили русские князья. Почетных заморских гостей угощали блинами с черной или красной икрой. При Петре I возглавляли рейтинг популярности блины с картофелем, блины с капустой и блины с мясом. Кстати, сам Петр I очень любил блины, а вот Екатерина II с царского стола их изгнала, заявив, что на столах первых лиц европейской державы деревенских блюд быть не должно.
Масленица по-советски
– Во времена советской власти Масленицу запрещали как элемент религии и пережиток старого, – рассказывает Станислав Петряшин. – Но в деревнях люди умудрялись устраивать полноценные праздники, а горожане продолжали печь блины.
В 1980-е гг. в СССР решили заняться организацией народной праздничной культуры. Для этого были привлечены ученые этнографы, которым дали задание подготовить методические рекомендации и пособия по русской обрядности, очищенной от религиозной подоплеки и несущей «советские» ценности. В результате очень многие уникальные элементы праздника были утрачены, а некоторые локальные детали стали универсальными. К примеру, популярное ныне сжигание чучела Масленицы было более характерно для южных и центральных регионов России. На севере в основном разводили костры, в которых сжигали старые вещи. Согласно разработанному в советские времена сценарию, сжигание Масленицы стало кульминацией праздника и в северных, и в южных городах и сохранилось в таком виде до наших дней.
Современная Масленица
Современная Масленица, несмотря на очевидную трансформацию ее традиционной основы, по-прежнему остается веселым зрелищным мероприятием. Но суть сегодняшней Масленицы – это прежде всего увеселительная программа в стиле популярной массовой культуры с акцентом на детскую аудиторию. В парках культуры и на основных зрелищных площадках города проводятся народные гулянья с выступлениями фольклорных коллективов, конкурсами и прочими развлечениями, характерными для нашего времени и зачастую не имеющими никакого отношения к Масленице, включая катание на оленях, запуск воздушных шариков и фотосессии с хищными птицами.
Впрочем, инициативы по возрождению масленичной культуры могут исходить и «снизу», без привлечения административного ресурса.
– Например, рядом с Петербургом, в районе поселка Янино, «родноверы» – представители славянского неоязычества – пытаются восстановить этот праздник, проводя его в соответствии со своими представлениями о традициях предков, – отмечает Станислав Петряшин. – Для этих людей разного возраста, образования и социального статуса данное мероприятие – не историческая реконструкция и не ролевая игра. Они искренне верят в древние традиции нашего народа, ценят их и стараются восстановить.
Единственное, что не изменилось и по сей день, – любовь петербуржцев к блинам. В масленичную неделю, как и сто лет назад, все кафе и рестораны будут угощать своих гостей блинами, и практически в каждом доме хозяйки станут печь блины.
– И в XXI веке одним из самых популярных масленичных лакомств по-прежнему остаются сытные блины с мясной и грибной начинками. А из сладких – люди отдают предпочтение блинам с начинкой из творога и фруктов, – говорит Мария Калакуцкая. – При этом петербуржцы не отличаются консерватизмом и требуют постоянного разнообразия блинного меню. Удовлетворяя пожелания наших клиентов, мы постоянно, а особенно в Масленицу, расширяем ассортимент, включая в него, кроме русских, блины, приготовленные по рецептам разных стран и народов. Кто-то выбирает французские тоненькие блинчики с карамелью. Кто-то – испанские блины из кукурузной муки с охлаждающим вкусовым эффектом начинок из пряной вишни или апельсинового мусса. Новинка этого года – итальянские томатные блины с тунцом, секрет которых в том, что в тесто добавляется томатный сок.
Говоря о блинах, приготовленных в домашних условиях, Мария Калакуцкая рекомендует хозяйкам несколько советов, чтобы их блины в эту Масленицу получились вкуснее обычного. Оказывается, блинному тесту после замешивания надо дать постоять минимум час. Чтобы блины получились тоненькими, не переборщите с мукой. В случае если вы готовите блины с добавками, старайтесь, чтобы тесто было нейтрального вкуса, благодаря этому оттенится вкус начинки и получится идеальное гармоничное блюдо, которое создаст праздничное настроение вам и вашей семье.
В этом году петербуржцев ждут на Масленичную ярмарку в развлекательном комплексе «Русская деревня Шуваловка» (Петергоф). На территории комплекса будут работать ярмарочные ряды, зимние аттракционы, ледовый каток, мини-зоопарк, кузница и гончарная мастерская, уличные кафе с горячим глинтвейном и блинами, ресторан и кафе на катке, ватрушечные трассы и горки. Праздники Масленицы 22 февраля пройдут в крупных парках города, в том числе на Елагином острове, в Парке им. Бабушкина и Парке 300-летия Санкт-Петербурга.
Масленица идет, блин да мед несет!
Алла Чередниченко