Открывая три года назад предприятие «Северный мир», выпускающее рыбные деликатесы, его руководитель Андрей Родионов делал ставку на современные технологии и качество продукта. Сегодня пресервы от «Северного мира» популярны и желанны на столах не только петербуржцев, но и во многих городах России. Что же сегодня включают в себя такие понятия, как «качество» и «безопасность» продукта, – стало темой нашей беседы с Андреем Родионовым.
– Андрей Юрьевич, нашу беседу хотелось бы начать с результатов экспертизы рыбных пресервов различных производителей, проведенной по заказу нашей редакции и опубликованной в пятьдесят восьмом номере газеты: половина исследуемых образцов вновь, как и два года назад, содержала стафилококк или кишечную палочку. Следует ли из этого, что рыба – потенциально опасный продукт?
– Нет, так можно любой пищевой продукт записать в ранг особо опасных. Опасным надо считать то, что произведено из недоброкачественного сырья, с использованием плохих ингредиентов, с нарушением технологического процесса и санитарных норм. Вот такая продукция повлияет на здоровье: от расстройств желудка до более серьезных.
– Что, по-вашему, послужило причиной «рыбного скандала», грянувшего в 2000 году?
– Тут много версий, но ближе всего к истине – это остановка отрасли в ее технологическом развитии. Другие виды пищевки смогли шагнуть на более высокий качественный уровень производства, и на их фоне рыбная отрасль стала казаться эдакой убогонькой, грязненькой... и за нее решили взяться. Как это у нас всегда делается? Шашки наголо – и рубить. А средства массовой информации подлили масла в огонь: по каналу РТР прозвучала фраза на фоне картинки общей обезличенной массы рыбных продуктов – зараженная рыба, мол, по-прежнему лежит на прилавках. Народ, и без того напуганный дефолтами и прочими катаклизмами, перестал покупать рыбу. В результате из-за пяти-шести недобросовестных предпринимателей все рыбники региона под Новый год не выполнили свои планы по продажам, не заработали денег, намного меньше перечислили налогов в бюджет.
– Но требования к качеству и безопасности продуктов питания в любое время были жесткими…
– Качество – понятие субъективное. Да, его можно регламентировать. Так сказать, натянуть флажки: что до них – это еще качественная продукция, что после – уже нет. Нормативы, составленные десять, двадцать, сто лет назад – устарели, отчасти не отвечают существующим сегодня требованиям санитарии и совершенно не сопоставимы с экономическим моментом. Раньше деньги не считали. Теперь же, чтобы поддерживать уровень производства и санитарии, необходимо тратить очень большие средства, которые отражаются на себестоимости продукции. Предприниматель становится перед выбором: либо нужно поступиться своей прибылью, чтобы оставить цены на среднерыночном уровне, либо работать «вчерную», чтобы увеличить доходную статью, либо продавать продукцию очень дорого. А на дорогую падает спрос. Наш основной потребитель, увы, все еще вынужден голосовать кошельком, а не желудком.
Чистый продукт
из чистых рук
– Как же, на ваш взгляд, привести отрасль в соответствие с днем сегодняшним?
– Вероятно, надо кардинально менять всю линейку качества, для чего технологически устаревшие предприятия закрывать и начинать процесс сертификации с нуля. Ну как, к примеру, можно модернизировать завод, построенный на заре прошлого века, еще по старым канонам? Новое современное оборудование редко удачно вписывается на старых площадях. Большинство предприятий вынуждены сохранять ручной труд.
– Поэтому увеличивается и опасность бактериологическая?
– Конечно. Стафилококк и кишечная палочка переносятся в основном грязными руками. Чем меньше людей в процессе производства будут в контакте с продуктом – тем процент заражения будет меньше.
– Некоторые предприятия, в продукции которых была обнаружена кишечная палочка, высказывали нам претензии: мол, ее наличие – не криминал, продукция эта не опасна, а газета «поднимает бурю в стакане воды». А вы как считаете?
– Есть старая присказка: есть можно все – только отравишься. Есть люди, желудок которых и «гвозди перемелет». У других от той же пищи случится тяжелейшее отравление. Действующие ныне санитарные нормы рассчитаны на среднего потребителя, организм которого не должен переваривать гвозди. Конечно же, все те отклонения, выявленные экспертизой, не настолько ужасны. Но, тем не менее, их не должно быть. Если было бы иначе, более добросовестные предприятия не вкладывали бы деньги и время в подтверждение международных сертификатов, внедрение многоуровневых систем контроля качества продукции. Вместо статьи за чистоту и безопасность деньги складывались бы «под пятую половицу»…
– А насколько обеспечивают чистоту нынешние требования экологов, санитарных врачей, ветеринаров?
– Для устаревших предприятий они просто невыполнимы. И с этим остается либо смириться, либо закрыть производство. Но тогда начнется «шторм»: увольнения, расходы на гарантии и пособия, отрицательные коэффициенты в статистике развития отрасли в регионе и так далее. А кому это нужно? Вот и поддерживают искусственно «труп», который что-то там выпускает, но качества в современном его требовании дать уже не может.
– Ну а в чем сегодня основные беды таких технологически современных предприятий, как, например, ваше?
– Беда одна: мы никому, кроме себя, не нужны. Мы, рыбопереработчики Северо-Запада, сами бьемся за то, чтобы вернуть доверие к нашей рыбной промышленности, когда-то дискредитированной, за то, чтобы выпускать качественную продукцию и доносить ее таковой до потребителя. Для банковского сектора мы не интересны – на нас много не заработаешь. На уровне городской власти раздаются лозунги о поддержке малого и среднего бизнеса, но на деле никакой поддержки мы не чувствуем. Плюс к этому со стороны контролирующих организаций нам постоянно «закручивают гайки», повышая требования и подводя к моменту некоего абсолюта. Это, конечно, хорошо, с одной стороны. Но нельзя играть в одни ворота – помогите же нам достичь этого абсолюта!
– В прошлом году мы получили международный сертификат качества ХАССП. Для этого нам пришлось на предприятии немало всего перестраивать, переделывать, передумывать, а рабочим – менять психологию их отношения к труду
– Что это означает?
– Человек изначально должен работать хорошо. Он не может сегодня работать спустя рукава с мыслью, мол, завтра наверстаю. Он может работать еще лучше, но не имеет права работать плохо. А отвечать за это он должен, в первую очередь, перед самим собой, относиться к своему труду так, будто этот продукт он делает лично для себя. Сегодня у нас действительно такой коллектив, мы подтвердили, что наше предприятие – европейского уровня качества. Поддержание его стабильности требует дополнительных расходов, что, конечно, отражается на стоимости продукции. Но нам не стыдно за то, что мы производим!
– Что посоветуете потребителям, стоящим перед широким ассортиментом рыбной продукции в магазине?
– Есть железное правило: хороший и качественный товар не может стоить дешево. Например, при производстве сельди атлантической есть определенный коэффициент выхода. Когда же этот продукт после прохождения всей цепочки технологического процесса оказывается вдруг дешевле своей себестоимости – стоит призадуматься. Лучше отказаться от продукта совсем, чем съесть недоброкачественный.
А рыба оказалась в чешуе
– Как потребитель вы – пристрастны?
– Не люблю так называемый «фаст фуд». Покупаю все в натуральном виде. Люблю молоко «Клевер» завода «Пискаревский», хлеб – чаще от «Хлебного Дома».
– Продукцию каких производителей вы никогда не купите?
– Как-то я приобрел баночку прибалтийской ставриды в масле. Шел домой уже в предвкушении удовольствия. Дома ее открыл, а там все рыбины – в чешуе! С тех пор прибалтийские консервы не беру никогда.
– Какая покупка вас особенно огорчила?
– Белорусской мебелью был разочарован. Внешне стали делать ее красиво. Только вот после недолгой эксплуатации шкафа от его дверцы отвалилось большое зеркало. Повезло, что хоть не травмировало никого из домашних.
– А защищать свои права как потребителю вам приходилось?
– Увы. Однажды купился на обещания рекламной кампании «Индезит прослужит долго!». Но стиральная машина сломалась через два часа эксплуатации. В магазине мне сказали: «Привозите машину сами! Не хотите – жалуйтесь». Позвонил в питерское представительство компании «Мерлони», но им оказалось не до меня. Тогда я дозвонился до представительства фирмы в Москве. Уже через два часа после звонка ко мне пришел мастер и исправил, как оказалось, пустяковую неисправность. Тем не менее я вскоре избавился от той машины, и больше «Индезит» не куплю никогда.
– Какой подарок приготовил «Северный мир» горожанам к 300-летию Петербурга?
– Изысканные деликатесы: селедочку в различных заливках – с вишней, курагой, черносливом, изюмом, в двух новых горчичных заливках, а также с маслом и белым вином. Очень вкусно – попробовать стоит!
Алла Фесенко