Первая в России бесплатная газета для потребителей, зарегистрирована 06 ноября 1998 г.

Почему российский хек не «доплывает» до наших магазинов?

Сегодня рыба в магазинах — в основном импортная. Куда делась отечественная рыба с наших прилавков и почему страна с множеством рек, озер и морей осталась без исконно российского продукта? С этими вопросами корреспондент «ПК» обратился в научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт по развитию и эксплуатации флота ОАО «ГИПРОРЫБФЛОТ».

РОССИЙСКАЯ РЫБА В КИТАЙСКОЙ УПАКОВКЕ

По словам директора одного из немногих уцелевших институтов рыбной промышленности, НИИ «Гипрорыбфлот», профессора Владимира Романова, наша страна по вылову рыбы за 25 лет опустилась с первого места на восьмое и сократила его объемы с 11 до 3,5 млн тонн, то есть в три раза.

— После развала СССР единый рыбный флот, насчитывавший более 2,5 тысячи судов разного размера и специализации, перешел в частные руки. Вместо одного хозяина стало много мелких владельцев, которые имеют по одному-два судна. В результате стало невозможно планировать улов, проводить исследовательскую работу и оснащать суда современным оборудованием по переработке и консервированию морских продуктов. Отсутствие централизации и планирования сделало ненужной работу целых институтов, а предприятия рыбной промышленности попросту обанкротились.

Сегодня львиная доля нашей дальневосточной рыбы уходит в Китай и другие восточные страны, где максимально упрощены таможенные механизмы. Ведь для того чтобы обеспечить надежную систему транспортировки, хранения и последующей реализации свежей рыбы на территории России, требуется много времени и денег. Потом эта рыба возвращается в наши магазины, только уже в китайской упаковке и по более высокой цене. Страдает и качество продукции, которая проделала долгий путь и прошла через руки нескольких поставщиков.

РЫБА ТАМ, ГДЕ ГЛУБЖЕ?

Дефицит отечественной рыбы на прилавках и ее высокая стоимость привели к тому, что россияне сегодня в среднем едят рыбы 12 кг в год, т. е. в два раза меньше медицинской нормы, которая составляет 23 кг на человека. Для сравнения: на каждого жителя США приходится 22,6 кг, Китая — 25,7 кг, Норвегии — 47, 4 кг, Японии — 64,5 кг.

Чтобы накормить 140 млн россиян, требуется около 2,5 миллиона тонн рыбы в год. А добывается ее в России — 3,5 миллиона тонн. Но половина выловленной нами рыбы уходит на экспорт. И при этом растет объем ввозимой рыбопродукции. Причем, если раньше в импорте преобладали ценные сорта рыбы: норвежский и шотландский лосось, форель, — то теперь с 11,2 до 41% возросла доля сельди и кильки, то есть более дешевой рыбы.

По данным заместителя председателя Комитета Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии академика РАСХН Владимира Кашина, в настоящее время у российских рыбаков осталось лишь 12% плавбаз от их количества в 1991 году, 18% крупнотоннажных рыбопромысловых судов и треть рефрижераторов. Да и новые суда негде строить: страна потеряла верфи. По вылову рыбы мы находимся на уровне 1961 года.

ДИКАЯ РЫБА СТАЛА «ДОМАШНЕЙ»

В рыбном отделе супермаркета сегодня все реже можно увидеть рыбу, выловленную в естественных местах обитания. Чаще всего покупателю предлагают купить рыбу, выращенную промышленным способом. По внешним признакам дикую рыбу от той, что выращена на рыбных фермах, отличить практически невозможною. По вкусовым качествам тоже.

— Задача производителей вырастить свой продукт как можно быстрее, поэтому при кормлении рыбы используют гормоны роста, — говорит руководитель испытательного центра института «Гипрорыбфлот» Галина Одоева. — Чтобы исключить инфицирование рыбы в густонаселенных водоемах, также добавляют антибиотики. Такие корма считаются безопасными для здоровья человека. Однако только в том случае, если на предприятии действует жесткий контроль самих кормов и водоемов на содержание токсичных веществ. Все это остается на совести производителей.

Лидерами по выращиванию рыбы сегодня являются Китай, Норвегия и Швеция. Форелевые хозяйства недавно появились и у нас на Северо-Западе.

КАКИЕ ШПРОТЫ ПРАВИЛЬНЫЕ?

Качество рыбных продуктов в последние годы сильно упало из-за дефицита свежего сырья. Если оно проделало долгий путь от водоема до завода, а потом пролежало на складе, то его не улучшить никакими усилителями вкусам и добавками. Качественные консервы, например, можно выработать только на берегу, а не в центре страны, за сотни и тысячи километров от мест вылова.

— Самые лучшие шпроты делают в Латвии, — говорит Галина Одоева. — Они очень высокого качества и безопасны, потому что производители сохранили технологии советского производства, не отступают от ГОСТа и подбирают рыбу по размерам.

Исследуя множество рыбной продукции, специалисты «Гипрорыбфлота» часто встречаются с откровенным обманом покупателей. Например, в составе рыбных пресервов заявлено «75% рыбы», а по факту оказывается всего 50% или еще меньше. Информация о пищевой ценности продукта не соответствует действительности в 80% случаев. Особенно это касается китайской рыбы. Например, в филе пангасиуса китайского производства специалисты как-то обнаружили вместо 17% белка всего лишь 1%.

Предельно внимательными необходимо быть и при выборе замороженной рыбы. Согласно российскому законодательству, мороженая рыба и креветки не должны содержать более 5% льда. Однако изготовители часто нарушают это требование. Для того чтобы влага не уходила из рыбы, при заморозке используют фосфаты. Эта пищевая добавка во многих странах, в том числе в России, считается неопасной. Хотя в Норвегии отказались от ее использования.

СОВЕТЫ ПОТРЕБИТЕЛЯМ

Покупая рыбу, не забудьте о простых правилах, которые помогут приобрести качественный продукт: проверьте дату изготовления, обратите внимание на температуру на прилавке (она должна быть не выше + 4ОС), посмотрите, не вздута ли крышка. Остерегайтесь приобретать копченую рыбу с рук: вместо удовольствия покупка может принести вам немало огорчений, вплоть до отравления. Помните: соблюдение санитарных норм при производстве рыбной продукции — обязательное условие, которого, увы, не всегда придерживаются индивидуальные предприниматели и обычные частники, выставляя свой товар вдоль трасс и дорог.

Нина БАШКИРОВА