Первая в России бесплатная газета для потребителей, зарегистрирована 06 ноября 1998 г.

Cкажи фальсификату «НЕТ»!

С фальсификацией товаров потребитель столкнулся, вероятно, с момента появления первых базаров и рынков. Поскольку фальсификация товаров с правовой стороны представляет собой разновидность обмана, мошенничества, то в рядах торговцев до сих пор бытует такое мнение: «не обманешь — не продашь». Так как же сегодня потребителю защититься от подделок?

ЗА ОБМАН ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ВЫРЫВАЛИ НОЗДРИ И ССЫЛАЛИ НА КАТОРГУ

Обман потребителей во все времена был деянием наказуемым, порой даже жестко.

Так, Петр I в первой четверти XVIII века издал ряд указов о торговле пищевыми продуктами на рынках столицы. Например, сенатский указ от 18 сентября 1713 г. предписывал: «В мясных рядах скотину бить и продавать по-прежнему здоровую, а ежели у кого явится больная, то такой не бить и не продавать и смотреть крепко, чтобы тайно того мясники не делали». Если запрет нарушался, виновному вырывали ноздри и ссылали на каторгу.

За рубежом за обман потребителей наказывали деньгами. К примеру, в Германии по законодательству 1879 года за попытку фальсификации и противодействие контролю за продажей товаров денежный штраф достигал 150 марок. А тем, кто нарушал полицейские предписания о правилах торговли (подделка пищевых продуктов, их хранение и продажа) грозил арест до 6 месяцев или штраф до 1500 марок. И даже неумение продавца выявить подделку не освобождало его от наказания.

ЧЕСТНЫМ БЫТЬ НЕВЫГОДНО

Из продуктов питания чаще всего подделывают колбасы и мясные консервы (используют вместо мяса соевый белок, крахмал, субпродукты, шкуру, сухожилия и т. д.), молочные продукты (сгущенное молоко, творожные продукты, масло, спреды), рыбные консервы.

Сегодня за фальсификацию товаров на каторгу не сошлют – законодательство России очень мягкое к таким нарушениям. За выпуск и продажу фальсификата чаще всего применяется ст. 14.4 ч.4 КоАП РФ «Продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением требований технических регламентов и санитарных правил». При этом максимальный штраф на юридическое лицо — до 50 тыс. руб., на должностных лиц – до 5 тыс. руб., на граждан – до 1,5 тыс. руб.

Размер штрафов даже не изменился после отмены с 1 февраля 2010 г. обязательной сертификации на продукты питания, когда все эксперты в один голос говорили о необходимости увеличивать ответственность за выпуск и реализацию некачественной продукции. Сегодня предпринимателю намного выгоднее платить мизерные штрафы, чем становиться законопослушным участником рынка.

В 2009 г. МАССОВЫХ ПИЩЕВЫХ ОТРАВЛЕНИЙ УДАЛОСЬ ИЗБЕЖАТЬ

В конце прошлого года СПб ГУ «Центр контроля качества товаров (продукции) работ и услуг» озвучил результаты проверки качества и безопасности пищевых продуктов на потребительском рынке города: 33,5% образцов оказались не соответствующими нормативным документам. Кроме того, 9% продуктов было забраковано по показателям безопасности.

Но в Управлении Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербургу предъявляют свою статистику. Из-за чего такие расхождения, объяснила начальник отдела по надзору за питанием населения Галина ДМИТРИЕВА.

– Центр контроля качества провел не мониторинг, а выборочную проверку. Если закуплено было всего шесть образцов, три из которых не соответствовали требованиям нормативных документов, невозможно делать выводы о том, что 50% молочных продуктов фальсифицировано.

Так, лабораторией ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в г. Санкт-Петербург» Управления Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербургу ежегодно проводится 50 тысяч (!) исследований. И по имеющимся у нас данным, всего лишь 1,5% исследованных проб не соответствует требованиям нормативной технической документации. Да, мы не говорим, что у нас все хорошо, но и не катастрофично.

Удельный вес проб пищевых продуктов, не соответствующих санитарным нормам остается на стабильно низком уровне, ниже, чем в целом по России. В последние годы имеется устойчивая тенденция к снижению смертности от отравления алкоголем. Отравления от употребления фальсифицированной алкогольной продукции в 2009 году не регистрировались.

В 2009 году удалось избежать и массовых пищевых отравлений, и инфекционных заболеваний, связанных с пищевой продукцией промышленного изготовления.

МОЛОЧНЫЕ ПРОДУКТЫ — ЛИДЕРЫ ФАЛЬСИФИКАЦИИ

По данным исследований ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в г. Санкт-Петербург», больше остальных по показателям качества бракуется молочная продукция. Замена ценного молочного жира более дешевыми растительными жирами (кокосовым, пальмовым и другими видами растительных масел) – вот нехитрая формула фальсификации. Лидеры подделок — сливочное масло, спреды, сгущенное молоко, творожные продукты.

Галина Дмитриева считает, что в большинстве случаев самостоятельно определить, фальсификат перед тобой или нет, потребителю практически невозможно.

– Обычно этикетки у подделок всегда в порядке, – говорит Галина Алексеевна. – Да и по остальным внешним признакам фальсификат ничем не отличается от правильного образца. Поэтому достоверно сказать, какой продукт вы приобрели, можно будет только после лабораторных испытаний.

Однако потребитель должен насторожиться, если информация на этикетке и сама упаковка прежние, а консистенция постоянно покупаемого, к примеру, творога, отличается от привычной, или, скажем, колбаса одного и того же производителя стала более плотной, а вкус иным. Эти субъективные признаки косвенно могут свидетельствовать о фальсификации продукции. Скорее всего, изготовитель пошел на изменение потребительских свойств из-за экономических соображений.

КОГДА МАСЛО — НЕ МАСЛО

Всего в Управление Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербургу в 2009 году от граждан поступило 18 обращений на неудовлетворительное качество продукции, 10 из которых не подтвердились. Четыре обращения зарегистрировано по фактам фальсификации продукции. Все они полностью подтвердились. На недостоверную информацию на этикетке пожаловались двое жителей Санкт-Петербурга, одно заявление поступило на неправильно оформленный ценник. Проверки показали, что сомнения граждан были полностью обоснованны.

В 2010 году в Управление также поступали жалобы от населения на неудовлетворительное качество пищевых продуктов. В частности, на масло сливочное, выпущенное по ГОСТу жирностью 72,5%. У покупательницы закралось подозрение, что вместо масла она приобрела спред.

Специалисты, вышедшие в торговую сеть для контрольной закупки «обвиняемого» образца, не смогли обнаружить масло из той партии, что покупала заявительница. Но сама торговая сеть успела отобрать образец и сдать в лабораторию на исследования. Проведенная экспертиза подтвердила правоту бдительной покупательницы – вместо сливочного масла обертка скрывала растительно-молочную смесь. Не дожидаясь окончания проверки Управления, магазин разорвал договорные отношения с поставщиком.

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬСЯ!

Если вы считаете приобретенные продукты питания фальсифицированными, а магазин отказывается возвращать деньги и проводить расследование, смело обращайтесь в Управление Роспотребнадзора по г. Санкт-Петербургу.

Однако помните, там рассматривают только письменные обращения, где указаны ваши личные данные, наименование приобретенного товара, причины, по которым вас не устраивает покупка, а также полное юридическое наименование, ИНН и адрес торгового предприятия, в котором была совершена покупка (указаны в кассовом чеке).

Кроме того, заявление можно направить в Управление по электронной почте: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

Общественная приемная Управления (Стремянная ул., 19, кабинет № 107) работает по понедельникам с 15.00 до 17.00, средам с 10.00 до 12.00 и четвергам с 15.00 до 17.00.

Подготовила Дарья ДЕДОВА