Депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, представители надзорных органов, испытательных центров, общественных организаций потребителей и торговых сетей собрались за круглым столом, чтобы найти ответ на вопрос: какие меры нужно предпринять, чтобы оградить потребителей от некачественных и фальсифицированных пищевых продуктов?
90% вареных отечественных колбас, на которых стоит маркировка «ГОСТ», не соответствуют государственному стандарту. Эти данные были озвучены накануне Нового года в ИТАР—ТАСС, где прошел круглый стол на тему «Продовольственные риски на потребительском рынке Санкт-Петербурга. Пути предотвращения доступа на рынок некачественных и фальсифицированных пищевых продуктов».
Организатором круглого стола выступила недавно созданная по инициативе депутатов городского парламента от «Единой России» рабочая группа по качеству и безопасности товаров и услуг при постоянной комиссии по промышленности, экономике и собственности.
Поводом для проведения круглого стола стали результаты беспрецедентного по своим масштабам мониторинга качества 40 образцов вареных колбас и сосисок, который по заданию рабочей группы провела Санкт-Петербургская общественная организация потребителей «Общественный контроль», задействовав при этом сразу две государственные лаборатории, аккредитованные в системе ГОСТ Р: ФГУ «Тест—С.-Петербург» и ФГУ «Ленинградская межобластная ветеринарная лаборатория». Все образцы были закуплены в известных торговых сетях Санкт-Петербурга.
Василий Захарьящев, депутат Государственной Думы РФ:
— Дискредитация ГОСТов привела к тому, что производитель стал неконтролируем. Он может сочинить любую рецептуру, купить любой сертификат, а потом продавать свой товар под маркой качественного, намеренно вводя в заблуждение и продавцов своей продукции, и покупателей. Необходимо как можно скорее доработать имеющиеся технические регламенты, которые бы жестко ограничивали действия нерадивых бизнесменов. Ведь сегодня мы не увидим в технических регламентах на молоко и молочную, а также масложировую продукцию нормированных показателей транс-жиров, получаемых при разведении сухого молока. А ведь ведущий кардиохирург России Лео Бокерия констатирует, что если раньше забитые холестериновыми бляшками сосуды он наблюдал у пожилых людей, то сегодня это становится нормой для молодежи, и виной сему транс-жиры.
Вадим Войтановский, депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, руководитель рабочей группы по качеству и безопасности товаров и услуг при постоянной комиссии по промышленности, экономике и собственности:
— Производитель сегодня кричит, что его давит ценовой планкой торговля, та снимает с себя ответственность за поставляемый на полки товар, перекладывая ее на сертификационные и другие надзорные и контролирующие органы. Тот же Роспотребнадзор — беззубый, не может предпринять конкретных шагов по улучшению ситуации из-за несовершенства законодательства. Потребитель недостаточно просвещен и не в состоянии защитить свои права сам. Поэтому и необходимо привлечь к работе по наведению порядка в этой сфере общественные организации, такие как «Общественный контроль». Их деятельность необходимо всячески поддерживать.
Всеволод Вишневецкий, председатель Санкт-Петербургской общественной организации потребителей «Общественный контроль»:
— Результаты мониторинга говорят о том, что необходимо повышать ответственность изготовителей за обман потребителей, выпуск некачественной и фальсифицированный продукции. В связи с отменой обязательной сертификации продовольственных товаров и заменой ее на декларирование с февраля 2010 г. это становится особенно актуальным. Было бы справедливо внести поправки в КоАП, предусматривающие штрафы за подобные нарушения в размере до 1 миллиона рублей, а не 10—20 тысяч, как сейчас. Нынешняя система государственного надзора и контроля выгодна сегодня как надзорным органам, пополняющим казну за счет большого оборота мелких штрафов, так и бизнесу, легко откупающемуся от назойливых проверяющих и дальше выпускающему продукцию по своим понятиям, а не по закону. Усиление ответственности бизнеса перед потребителем — одна из важнейших задач, требующая скорейшего решения, и кризис здесь не может быть оправданием для нарушителей.
Юрий Андреев, начальник Управления ветеринарии администрации Санкт-Петербурга:
— Не будет порядка, пока законодательно не будет прописано неотвратимое и жесткое наказание за производство фальсифицированных, некачественных и опасных для здоровья продуктов питания. У нас на сегодня достаточно предприятий, чьи директора и технологи никогда в жизни не накормят своих детей тем, что производят. Все мы прекрасно понимаем, что красители, стабилизаторы, усилители вкуса, жидкий дым созданы вовсе не для того, чтобы произвести качественный продукт, а для того, чтобы снизить его себестоимость и затраты на производство. Это законно, но способ приготовления и состав продукта обязательно должен быть известен покупателю.
Александр Ольховский, депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, председатель постоянной комиссии по промышленности, экономике и собственности:
— В кризис у производителя два варианта действий: либо ухудшать качество выпускаемой продукции, но оставаться на плаву, либо сохранить его на высоком уровне и с гордо поднятой головой идти ко дну. Естественно, предпочтение отдается первому варианту. Это и есть краеугольный камень нашего рынка. Система должна быть построена так, чтобы производителю было выгодно выпускать хорошую продукцию. А для этого у него должны быть законодательные гарантии вложений на технологическое перевооружение, построения службы контроля качества, заключения сделок с проверенными поставщиками. Производители должны опираться на закон «О торговле», технические регламенты. А если речь идет о нашем регионе, то и на закон о продовольственной безопасности Санкт-Петербурга, проект которого уже разработан депутатами. Главное — как можно скорее его принять.
Александр Павлов, директор филиала компании «X5 Retail Group»:
— В 90-е годы сети работали с поставщиками по принципу: поставил некачественный товар — заплати штраф. И ситуация была более контролируемой. Сегодня штрафы запрещены законодательно, следовательно, торговля перестала быть ограничителем поставок некачественного товара.
Наша компания создала свою систему контроля качества. Но и она не всегда срабатывает. При вводе товара в сеть мы обязываем поставщика предоставить всю документацию и образцы продукции. Как правило, поначалу замечаний к качеству продукта нет. Но вот товар «вошел на полку» — и начинается второй этап. Зачастую качество резко ухудшается и не соответствует первоначально заявленным характеристикам.
Мы постоянно проводим органолептические исследования пищевых продуктов. При малейшем подозрении, что они некачественные, проводим дополнительные исследования в специализированной лаборатории. Если наши подозрения подтверждаются, реализация этой позиции приостанавливается до тех пор, пока производитель не примет меры по исправлению ситуации. Если он повторно попал в черный список, мы навсегда расстаемся с таким поставщиком.
Могу сказать, что три образца колбас, которые «украсили» новогоднюю елку сегодня в ИТАР—ТАСС, пересекаются с нашими списками уже во второй раз, и в январе вы уже не найдете их на полках сети «X5 Retail Group».
Александр Ишевский, декан факультета пищевых технологий СПб государственного университета низкотемпературных и пищевых технологий, профессор:
— Приведу две цифры: мировое потребление мясного белка ежегодно увеличивается на 6%, а его производство уменьшается на 20%. Для того чтобы корова нарастила всего один килограмм «грязного» мяса (на кости с кишками, рогами и копытами), ей необходимо съесть от 8 до 10 килограммов травы и выпить столько же чистой воды. Это дорого обходится. Потому заставить производителя выпускать чисто мясную колбасу мы никогда не сможем. Это нерентабельно. С другой стороны, необходимо на государственном уровне утвердить нормативную базу для социальных пищевых продуктов, на которую мог бы опираться производитель.
Людмила Серажутдинова, начальник испытательной лаборатории пищевых продуктов, сырья и материалов ФГУ «ТЕСТ—С.-Петербург»:
— Если быть объективными, то протестированные колбасы не так уж и плохи. Их единственный недостаток, что на этикетке указан ГОСТ. Если бы производители привели свою документацию в соответствии с ТУ, к ним бы не было никаких претензий. Наших потребителей уверили, что ГОСТ — это хорошо, а ТУ — обязательно плохо. Вот производители и осуществляют маркетинговые ходы по введению покупателей в заблуждение, выдавая свой товар за гостовский. Это своеобразная гарантия успешности продаж.
Как они получают сертификат на заведомо фальсифицированную продукцию — отдельный вопрос. Скажу одно: когда сертификация была задумана, предполагалось, что эксперты будут самостоятельно отбирать пробы на производстве. Но когда экспертов 20 человек, а предприятий — сотни, выполнить это требование нереально. В результате сертифицируется то, что принес сам производитель.
Подготовила Римма ВИКУЛИНА