Первая в России бесплатная газета для потребителей, зарегистрирована 06 ноября 1998 г.

Тушенка тушенке — рознь!

В ноябре в Санкт-Петербурге стартует широкомасштабная городская программа по защите прав потребителей. Одна из ее задач — предоставление потребителям полной и объективной информации о качестве и безопасности продуктов питания, представленных сегодня в розничной торговой сети. Газета «Петербургское качество» будет не только освещать ход этой программы, но и непосредственно в ней участвовать.

Продовольственные товары в силу их предназначения по определению входят в группу повышенного потребительского риска. Экономические трудности, непрофессионализм и корысть отдельных отечественных представителей продовольственного рынка приводят к снижению качества выпускаемых ими продуктов питания, а то и к умышленной их фальсификации.

По данным Санкт-Петербургской общественной организации потребителей «Общественный контроль», одно из лидирующих мест в списке фальсифицированных продовольственных товаров занимают сегодня мясные консервы «Говядина тушеная» (ГОСТ 5284-84).

Независимые экспертизы, проведенные «Общественным контролем» за последние два года показали: отечественные изготовители вне зависимости от региона абсолютно беззастенчиво подделывают гостовскую тушенку, умышленно заменяя мясо грубой соединительной тканью, хрящами, кровеносными сосудами и даже растительным белком, занижая при этом массовую долю мяса и белка.

Кстати, выпускают они эту «продукцию» абсолютно легально, не боясь ни гнева по требителей, ни органов госнадзора. Да еще широко рекламируют подделки по телевидению в популярных программах.

А чего и кого им бояться? Копеечных штрафов или принципиальных товароведов, которые раньше, в советское время, не пропустили бы на прилавок некачественный товар?

Ни того и не другого! Штрафы и впрямь смешные (максимум три тысячи рублей на должностное лицо), а принципиальные товароведы, радеющие за потребителя, если еще и не вымерли как мамонты, то давно уже ничего не решают в магазине. Ведь у каждой торговой точки есть свой хозяин, задача которого предельно проста: купить подешевле (качество при этом не играет определяющей роли), а продать — по рыночной цене.

Более того, сама торговля, особенно крупная сетевая, монополизировавшая весь потребительский рынок, сегодня диктует изготовителям правила игры, вплоть до рецептуры пищевых продуктов, которые должны занимать место на их прилавках.

Изготовители, в большинстве своем зависимые сегодня как никогда от рынков сбыта, с одной стороны, и от безудержного в последнее время роста цен на мясное сырье – с другой, вынуждены место на их прилавках забрасывать государственные стандарты на пыльные полки и подгонять рецептуру под требуемую сетями цену. Правда, при этом изготовители как бы невзначай «забывают» заменить гостовскую этикетку на ТУ-шную. Как они сами признаются, им этого делать не разрешает торговля, говорят, покупатель тогда ничего брать не будет.

В результате мы, потребители, вынуждены покупать в магазинах тушенку с массовой долей мяса, заниженной чуть ли не на 40% (образец от 05.07.07, ООО «Фортуна», Санкт-Петербург), с содержанием белка, заниженным почти на 50% (образец от 30.05.2007 г., ООО «Скопинский мясоперерабатывающий завод», Рязанская обл.) или «тушенку», состоящую в основном из хрящей и грубой соединительной ткани с незначительным содержанием кусочков мяса массой менее 30 г (образец от 22.11.07, ТМ «Главпродукт», г. Мценск Орловской обл.). Эта «продукция» представлена во всех торговых сетях, которые сегодня диктуют изготовителям ценовую политику, а значит, и политику в области качества.

В свою очередь, качественной продукции не просто пробиться на полки магазинов. А она в нашем городе есть. Взять хотя бы, например, тушенку ПО «Лужский консервный завод» или ООО «Консервпром». Независимая экспертиза неоднократно констатировала: потребительские свойства продукции этих предприятий максимально приближены к требованиям ГОСТ 5284-84.

Чего не скажешь о тушенке иногороднего производства. В последнее время на потребительском рынке все больше стало появляться продукции из других регионов, в т. ч. так называемых федеральных поставщиков. Иногда с необоснованно завышенными ценами в сочетании с плохим качеством, если не сказать — с грубыми нарушениями. Все они, как правило, выделяются красивыми этикетками, броскими торговыми марками. Только вскоре наступает разочарование от покупки «продукта» агрессивной рекламы, особенно когда осознаешь, что все потраченные тобой деньги как раз и пошли на дизайн и печать красивой этикетки.

Именно поэтому большинство покупателей, кому не безразлично собственное здоровье, и кто не любит, чтобы его «дурачили», предпочитают стабильное качество, соответствующее цене выбранного продукта.

Как правило, выбор таких покупателей останавливается на местных региональных производителях.Причины две. Во-первых, всегда есть куда пожаловаться, если что не так. А во-вторых, в Санкт-Петербурге надзор за качеством и безопасностью продовольственных товаров все-таки более жесткий, чем в других регионах. Это подтверждается и общероссийской статистикой отравлений, которая в нашем регионе намного благополучнее, чем в других областях страны.

Так что, уважаемые потребители, если вы всерьез испугались мирового финансового кризиса и все-таки решили сделать запасы продовольствия на зиму и весну, не торопитесь довериться агрессивной рекламе: прежде чем бежать в магазин, в первую очередь необходимо изучить результаты тестов по качеству (например, на www.petkach.spb.ru) и только затем делать свой выбор.

Кирилл ОРЛОВ