Первая в России бесплатная газета для потребителей, зарегистрирована 06 ноября 1998 г.

«Убойный кредит» бьет по карману

Продавцы бытовой техники продолжают вводить потребителей в заблуждение относительно условий кредитования покупки

К каким только рекламным изыскам не прибегают торговые сети, чтобы заполучить покупателей на свои товары! Однако при всей своей изощренности и громогласности эта реклама зачастую не сообщает главного...

Шокирующий проценты

Сеть магазинов «Техношок» не так давно призывала брать потребительские кредиты на покупку бытовой техники. Рекламный слоган гласил: «Убойный кредит – 1% в месяц за все». Стало быть, согласно неподкупной арифметике, за год плата по кредиту должна составить 12%. Однако это просто нереально, так как банковская ставка не может быть ниже ставки рефинансирования, установленной ЦБ России, – то есть 16% годовых. В чем же секрет? Скажем сразу: банк здесь ни при чем. Просто в рекламе продавцы бытовой техники «забыли» упомянуть о полных условиях кредитования, которые фактически составляют 23,77% годовых!

А щедрая рекламная фраза «кредит — 1% в месяц за все» означает, что заемщик за весь период пользования кредитом еще и переплачивает 1% в месяц от стоимости товара, а не от суммы предоставленного ему кредита. Кроме того, договором предусматривается внесение первоначального взноса в размере 10% от цены товара. Однако об этом не знает доверчивый потребитель. И поверив рекламе, он спешит заключить договор с банком, особо не вчитываясь в его условия, которые прописаны мелким шрифтом. Только дома, внимательно изучив документ, он понимает, что «1% в месяц за все» — это удачная рекламная уловка со стороны продавца.

Впоследствии такая реклама «Техношока» была снята, однако никто уже не снимет с потребителя, заключившего договор, проценты по кредиту.

Подобного рода рекламу, вводящую потребителя в заблуждение, распространяло и «М.Видео-Петербург». Здесь предлагалось приобрести бытовую технику ну просто на «безумно выгодных» условиях: «0 рублей первый взнос, 0% в итоге за кредит, 0% комиссия, 10 месяцев». А внизу рекламного поля микроскопическим шрифтом было набрано: «Кредит предоставляется банком-партнером. Подробности покупки по кредиту и размер % уточняйте. Цены на товары указаны с учетом всех скидок».

И опять-таки рекламируемые условия – из области фантастики. В реальной жизни банк-партнер «Русский Стандарт» устанавливал процентную ставку по кредиту в размере 23,4% годовых. Согласно пояснению «М.Видео-Петербург», «0% в итоге за кредит» означает удорожание товара для покупателя, который приобретает технику по кредитному договору с банком. Поскольку продавец предоставляет покупателю скидку в размере 10% от стоимости товара, эта сумма покрывает расходы по оплате процентов по кредитному договору.

Однако в рекламе-то говорится: «цены указаны с учетом всех скидок». При таком раскладе цены на товары, заявленные в рекламе, даны за вычетом указанной скидки, т. е. составляют ту сумму, которую потребитель получает в банке в качестве займа, а выплачивает кредит исходя из реальной стоимости товара. Таким образом, «0% в итоге за кредит» — обыкновенная фикция, поскольку в рекламе не указан ряд существенных условий, влияющих на фактическую стоимость покупки. При несоблюдении графика платежей по кредиту банк имеет право на взыскание штрафа с заемщика. Договором также предусмотрены комиссионные платежи за досрочное погашения займа.

Таким образом, чистой правдой в этой рекламе было лишь то, что не взимался первоначальный взнос и кредит нужно будет выплатить в течение 10 месяцев.

«Пусть говорят все или ничего!»

Вот как оценивает ситуацию Наталия Плошкина, начальник отдела контроля и надзора за соблюдением законодательства о рекламе Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области:

— Чтобы завлечь потребителя, рекламодатели указывают самые привлекательные условия кредитования и замалчивают остальные. Такая реклама является недобросовестной и вводит потребителя в заблуждение, поскольку в ней отсутствует часть существенной информации. При этом сообщение в рекламе о том, что остальные условия кредитования необходимо выяснять у продавцов, не является существенными сведениями.

С 1 июля 2006 года вступил в силу новый Федеральный закон «О рекламе». В соответствии с ним, если в рекламе услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением, содержится хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита и влияющие на нее. То есть в рекламе должны быть указаны все дополнительные платежи для заемщика.

Организации, узнав о том, что в рекламе теперь надо оговаривать полные условия потребительского кредитования, возмутились: мол, в одном рекламном модуле невозможно прописать все! В этом случае рекламодателям можно дать совет: либо надо заказывать рекламный модуль большей площади, либо не говорить в рекламе о процентных ставках вообще.

Другая проблема – это кредитный договор, в котором все условия выдачи кредита напечатаны мелким шрифтом на нескольких листах. А ведь кредитование – это особый вид финансовых услуг, который требует специальных знаний, и рядовому потребителю сложно в этом разобраться. Необходимо, чтобы банки предоставляли потребителям возможность знакомиться с текстом договора дома. Ведь человек должен вдумчиво его прочитать, а при необходимости и проконсультироваться у юриста, который укажет на подводные камни и поможет рассчитать платежи исходя из тарифного плана. Во всех цивилизованных странах делается именно так. У нас, в России, рынок потребительского кредитования еще недостаточно цивилизован, поэтому права потребителя в этом секторе до сих пор серьезно ущемляются.

Подготовила Анна БОНДАРЕНКО