Первая в России бесплатная газета для потребителей, зарегистрирована 06 ноября 1998 г.

№ 21 (165) / 1-15 ноября

Василий Смеречук:
«Отечественная система
сертификации далеко не совершенна»

Северо-Западное межрегиональное территориальное управление по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование) вот уже несколько лет стоит на страже наших потребительских интересов.

У Управления два основных направления деятельности. Во-первых, это метрологический надзор за техническим состоянием средств измерений. Особенно он необходим на транспорте, в промышленности, здравоохранении и в других сферах, где от исправности измерительных приборов зависит порой жизнь людей. Во-вторых, - государственный надзор за соответствием выпускаемой продукции требованиям государственных стандартов и технических регламентов. Основные требования стандартов - те, которые определяют безопасность продукции для потребителя. В первую очередь речь идет об электротехнике, нефтепродуктах, мебели и, конечно, о продуктах питания.

А недавно в Управление пришел новый руководитель - Василий Смеречук. В сфере надзора и контроля он далеко не новичок, ранее возглавлял региональную нефтяную инспекцию. Поэтому первый вопрос корреспондента «ПК» главному государственному инспектору по СЗФО, с которым он встретился накануне Всемирного дня качества, как раз и был посвящен качеству топлива на рынке Санкт-Петербурга.

Поговорим о бензине
- За последние годы число скандалов, связанных с некачественным бензином, заметно сократилось. С чем это связано?
- В этой сфере наше Управление работает совместно с городским Комитетом по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности и Нефтяным клубом Санкт-Петербурга. Нам удалось добиться достаточно приличного качества нефтепродуктов в городе, и сейчас массовых жалоб на качество топлива нет. Помните, несколько лет назад на рынок вышла «Славнефть» с некачественным бензином. После заправки этим топливом автомобили один за другим начали выходить из строя. Сегодня это стало практически невозможным благодаря отлаженной системе контроля качества нефтепродуктов.

Возможно, вы слышали о городской программе «Экологический знак». Она реализуется администрацией города совместно с Нефтяным клубом Санкт-Петербурга, СЗМТУ Ростехрегулирования, Ростехнадзором и Роспотребнадзором. Речь идет о соблюдении экологического законодательства не только в части применения нефтепродуктов, но и об улучшении общего состояния автозаправочных станций как экологически опасных объектов. Цель программы - снижение нагрузки на экологию города за счет реализации только высококачественных моторных топлив, применения более совершенных технических средств и улучшения организации работы автозаправок.

- Кто же контролирует качество бензина в первую очередь?
- Система работает следующим образом. Во-первых, организован жесткий входной контроль на объектах оптовой реализации нефтепродуктов, то есть на крупных нефтебазах. Вся номенклатура моторных топлив и масел, реализуемых через сеть городских нефтебаз, сертифицирована. В дальнейшем осуществляется выходной контроль качества моторных топлив с оформлением паспортов качества при отгрузке топлив на АЗС и входной контроль качества непосредственно на самих автозаправочных станциях.

Существует, правда, другая опасность - так называемый самопальный бензин. В начале 90-х годов нередки были случаи, когда на самих нефтебазах делали бензин на базе прямогонных бензинов, газовых конденсатов с использованием железосодержащих присадок. Об этом тогда много писали. Но общими усилиями с привлечением органов внутренних дел, экологов нам удалось добиться прекращения производства такого топлива в нашем регионе. Не последнюю роль здесь сыграло и то, что на наш рынок пришли крупные игроки: «Лукойл», ТНК, «Сибнефть», «Сургутнефтегаз».

Тем не менее ослаблять контроль качества бензина нельзя. Любые послабления приводят к тому, что в первую очередь перестают соблюдать графики зачистки резервуаров на заправочных станциях, экономят на техническом обслуживании колонок. Это приводит к снижению качества топлива и недоливу топлива при заправке. Дело в том, что в любом бензине, даже самом чистом, есть в незначительных количествах вода и механические примеси. При многократном заполнении расходных резервуаров в них накапливается значительное количество этих веществ, которые при попадании в бак автомобиля оказывают отрицательное влияние на работу двигателя. Поэтому периодически резервуары необходимо зачищать, удалять из них воду и примеси. То же самое касается и раздаточных колонок. Если не делать регулярно профилактику, снижается точность отпуска нефтепродуктов потребителям.

Наше Управление проводит как плановые, так и внеплановые проверки по жалобам потребителей. Правда, их количество незначительно. Впрочем, недавно был достаточно громкий случай. Один известный писатель (не буду называть его фамилию) написал письмо на имя Президента РФ о том, что на Рижской трассе от Прибалтики до Москвы абсолютно все заправки находятся в руках барыг, и торгуют там одним «бодяжным» бензином. Проверка показала, что заявитель оказался необъективен. Когда мы провели свое расследование, оказалось, что 90 процентов образцов, отобранных для испытаний на этом участке, полностью соответствовали требованиям государственных
Василий Смерчук

стандартов. Это показывает, что не всегда претензии к бизнесу бывают объективными. Жаль только то, что на такие контрольные мероприятия тратятся государственные средства, а законных оснований привлечь необъективного жалобщика к ответственности у нас нет.

Подделывают не только импортную технику, но и отечественную
- Поговорим об электротехнике. Какие товары вы чаще всего проверяете?
- Телевизоры, печи СВЧ, фены, розетки, выключатели - практически всю бытовую технику.

- Бывает некачественный товар?
- Недавно, например, проштрафилось ООО НТП «Орион-СПб». Когда проверили их зарядные устройства аккумуляторов для автомобилей, то выяснилось, что они не соответствуют требованиям стандартов по безопасности и электромагнитной совместимости.

- Пищевая промышленность тоже сфера «взрывоопасная». Нарушений здесь немало, и они порой становятся известными на всю страну. Только в этом году в Южном федеральном округе было зарегистрировано несколько случаев отравления некачественными продуктами питания. В больницах оказывались в том числе и дети…
- К сожалению, организацией производства продуктов питания сегодня нередко занимаются люди, которые об этой сфере и представления не имеют. У них нет ни базового образования, ни опыта работы.

Сегодня производство пищевых продуктов не подлежит лицензированию. А одним из основных критериев выдачи лицензии по любому виду производства является наличие профессионального образования руководящего и производственного персонала в заявленном виде деятельности, производственных мощностей и эффективно функционирующей организации производства. В настоящее время людей, способных организовать технически состоятельное производство, крайне мало. Как следствие, в условиях отсутствия необходимости подтверждения состоятельности производства пищевой продукции путем лицензирования - количество потенциально опасной некачественной продукции держится на достаточно высоком уровне, что приводит к весьма печальным последствиям.

- Конкретные примеры привести можете?
- Совсем недавно при проверке предприятия «Талосто-Продукты» (замороженные продукты, полуфабрикаты и т. п.) были выявлены следующие нарушения: выпуск несертифицированной продукции и выпуск продукции без технической документации. На момент проверки ряд образцов продукции этих двух предприятий не имел санитарно- эпидемиологических заключений, подтверждающих безопасность продукции. Поэтому нельзя было говорить о том, безопасна она или нет. По результатам проверки было выдано предписание об устранении нарушений действующего законодательства. Материалы о привлечении к административной ответственности должностных лиц переданы в суд.

Верить сертификатам безоговорочно нельзя
- А может ли сегодня потребитель доверять сертификату соответствия?
- Судите сами. Сегодня в стране появилось громадное количество органов по сертификации. И многие из них позволяют себе выдавать сертификаты соответствия на продукцию, и даже на серийное производство, не утруждая себя порой выездом на производство. Этой болезнью страдают, как правило, фирмы-однодневки. Пользуясь тем, что инспекционный контроль органом по аккредитации осуществляется через год после выдачи свидетельства об аккредитации, они выдают сертификаты направо и налево без соблюдения элементарных требований действующего законодательства. В конце года фирма ликвидируется и тут же появляется, но уже под новой вывеской. Это уже стало классикой. Кроме того, на качество работы органов по сертификации существенное влияние оказывает отсутствие солидарной ответственности с производителем (продавцом) за поставку (реализацию) некачественной продукции.

Например, недавно Министерству обороны поставили большую партию мясных консервов, не соответствующих требованиям нормативных документов. Орган по сертификации, выдавший сертификат на эту партию, провел повторную проверку и вновь подтвердил, что продукция стандартная. После этого прокуратура провела свою проверку, и выяснилось, что продукция все-таки не соответствует заявленным требованиям. Тогда руководство органа по сертификации стало доказывать, что данные мясные консервы лучше сделать и нельзя. Но если это так, тогда зачем было выдавать сертификат соответствия требованиям ГОСТа?

Это лишний раз доказывает, что отечественная система сертификации далеко не совершенна. Получается, что верить этим сертификатам и рассматривать органы по сертификации как структуры, которые стоят на страже интересов потребителя, пока нельзя. Подобная безответственность приводит к тому, что отечественная система сертификации не оказывает серьезного влияния на качество продукции, бьет по авторитету самой этой системы. В связи с этим сертификаты отечественных органов по сертификации не пользуются особым авторитетом на Западе. Для того чтобы товар можно было отправить на экспорт,
предприятия вынуждены проходить сертификацию в известных зарубежных органах по сертификации. С моей точки зрения, одним из возможных путей существенного повышения эффективности отечественной системы сертификации может стать введение процедуры регистрации и утверждение решений на выдачу сертификатов на серийный выпуск продукции в территориальных органах Ростехрегулирования, по аналогии с процедурой регистрации экспертных заключений в системе Ростехнадзора.

Штрафы просто смешные
- Какие меры воздействия вы применяете к нарушителям?
- Штрафы. Но они, увы, очень низкие. Например, штраф для индивидуального предпринимателя или должностного лица - всего 500 рублей, юридического лица - до 20 тысяч. Причем штрафы накладываются только по решению суда. Это обстоятельство существенно снижает качество нашей надзорной деятельности.

Приведу один пример. Суд подтвердил правомерность наших претензий к частному предпринимателю, торговавшему некондиционной продукцией. Но в связи с истечением срока рассмотрения дела (не по нашей вине) в иске было отказано. Частный предприниматель, который торговал некачественным товаром, ушел от ответственности. Мы потратили деньги на проверку, на испытание продукции, подготовили материалы для суда, а в результате - ничего.

Есть еще одна мера воздействия - возбуждение в суде дела (совместно с Роспотребнадзором) о временной приостановке деятельности предприятия, если оно допускало неоднократные и грубые нарушения. До принятия нового Кодекса административных правонарушений наше ведомство имело право самостоятельно накладывать штрафы. Сегодня закон разрешает нам это делать только в части метрологического надзора.

Сегодня государственный надзор не имеет тех полномочий, какие были раньше. Этим пользуются порой недобросовестные предприниматели, которые нередко обвиняют нас в том, что мы порочим их доброе имя. Но наши инспекторы имеют большой опыт работы и могут доказать в суде факт нарушения предпринимателем российского законодательства.

Вот последний пример подобной тяжбы. Недавно мы проверили ООО «Инскейп-Олимп», авторизованный дилер «Тойоты». Эта фирма почему-то решила, что средства измерения, применяющиеся на станции технического обслуживания при диагностике тормозной системы, рулевого управления не должны подлежать поверке. Мы их оштрафовали, они подали в суд. Суд признал правомерность наших действий. Но генеральный директор автосервиса до сих пор пытается доказать неправомерность решения суда. В Европе за такие виды нарушений предпринимателям грозит разорение, у нас пока - все наоборот.

- А у вас есть ограничения по проверкам?
- По закону плановую проверку предприятия без веских на то оснований можно проводить не чаще одного раза в два года. В противном случае появление инспектора на пороге предприятия может рассматриваться как попытка вымогательства.

Внеплановые проверки мы проводим по жалобам потребителей, которые принимаем по горячей линии 251-18-76. Каждая жалоба регистрируется, и по ней должны быть приняты конкретные меры в установленные сроки.Вообще, жалобы - это индикатор тревожности в той или иной сфере: если идет поток жалоб, это сигнал для проведения проверки.

Я полагаю, что вопросы повышения качества продукции нужно решать не путем увеличения проверок, а за счет усиления ответственности предпринимателей за несоблюдение законодательства. Необходимо на законодательном уровне ужесточить процедуру допуска производителя к организации производства. В этом случае порядка на потребительском рынке будет больше. И не забывайте, что у нас есть еще целая система общественных организаций по защите прав потребителей. Это вполне мощная машина, которая способна держать ситуацию под контролем. Надеюсь, что и ваша газета, как орган, наиболее близкий нам по духу, поможет нам находить оптимальные решения вопросов, волнующих сегодня петербуржцев.

Коррупция - это не про нас
- Какие трудности испытывает сегодня Управление кроме несовершенства законодательной базы?
- К сожалению, серьезнейшей проблемой остается скромная заработная плата наших инспекторов. Ведь не секрет, что труд работников федеральных структур оценивается сегодня значительно ниже региональных госслужащих.

- Когда речь идет о мизерных ставках, сам собой напрашивается вопрос о коррупции…
- У нас работают люди, которые отдали своему делу от 15 и до 25 лет жизни. Я не думаю, что кто-нибудь из них захочет опорочить свое доброе имя сомнительным заработком. В надзоре я не первый год, и коммерсанты в Петербурге и Ленинградской области знают, что если появляются какие-нибудь проблемы во взаимоотношениях с нашими сотрудниками, то можно свободно выйти на руководство Управления и искусственно придуманные барьеры будут оперативно сняты. Могу ответственно заявить, что в 2007 году таких проблем у нас не возникало. Так что коррупция - это не про нас.

Беседовал Юрий Шубин