Вице-губернатор Санкт-Петербурга в эксклюзивном интервью «ПК» рассказала о том, почему ей не нравятся гипермаркеты, и о том, как ей пришлось однажды защищать свои права потребителя в магазине «шаговой доступности».
Вот уже три года, как Людмила Косткина на посту вице-губернатора Санкт-Петербурга координирует работу социальной сферы четырехмиллионного мегаполиса. Без преувеличения можно сказать, что «социальный блок» среди прочих является самым проблемным. Главным образом потому, что от количества и качества социальных гарантий напрямую зависит уровень жизни населения. Для Петербурга, который позиционирует себя не иначе, как европейская столица России, понятие «качество жизни» сегодня приобретает принципиальное значение. Сумеет ли нынешняя команда губернатора внедрить недавно утвержденные постановлением городского правительства стандарты проживания в Санкт-Петербурге, тем самым приблизив петербуржцев к европейским стандартам качества жизни, и что еще предстоит сделать на пути внедрения данных стандартов? На эти и другие вопросы Всеволод Вишневецкий, главный редактор газеты «Петербургское качество», попросил ответить Людмилу Косткину.
- Я считаю, что понятие «качество жизни» для петербуржцев должно включать в себя наличие отдельной квартиры, качественное питание, благоприятную среду обитания, зеленые насаждения, приведенные в порядок дворы и скверы, чистые лестничные клетки, доступность учреждений здравоохранения, культуры и спорта.
- Среди слагаемых «качества жизни» вы отметили качественное питание. А какие меры контроля качества и безопасности продуктов питания, поступающих в социальную сферу, сегодня применяет Администрация СПб?
- Несмотря на то что контроль и надзор за качеством и безопасностью пищевых продуктов относится к сфере компетенции федеральных структур, городское правительство наделено полномочиями осуществлять контроль за качеством питания в социальной сфере Петербурга.
Согласно распоряжению администрации Санкт-Петербурга от 07.07.2003 № 1661-ра «Об исполнительных органах государственной власти С.-Петербурга и подведомственных им государственных учреждениях, уполномоченных на проведение государственного контроля (надзора)» Управление социального питания при правительстве города постоянно отслеживает качество и безопасность продуктов питания, поступающих в школы, детские сады, интернаты, лагеря отдыха и т. д. Особенность контроля заключается в том, что проверки качества приготовленных блюд проводятся сегодня в школах без предупреждения. Я могу с уверенностью заявить, что за три последних года нарушений в этой сфере стало гораздо меньше.
Тем не менее качество самих продуктов питания, из которых готовятся блюда, у нас сегодня вызывает много вопросов. К сожалению, из-за несовершенного законодательства до сих пор нет жесткого отбора поставщиков продуктов питания в социальную сферу. Этот вопрос я постоянно ставлю перед Комитетом экономического развития, промышленной политики и торговли. Считаю, что требования к победителям конкурса должны быть следующие: наличие собственного производства, аттестованной лаборатории, хорошие склады хранения, полная прозрачность предприятия. И, конечно, должен быть отбор поставщиков, и в основном из Петербурга: иногородняя продукция за счет транспортных расходов будет в любом случае дороже местной. Качество продуктов питания должно подтверждаться сертификатами, как обязательными, так и добровольными.
Среди конкретных мер по оздоровлению питания школьников могу назвать Постановление правительства №1127 от 22.06.2004 г. «Об организации питания школьников и требованиях к ассортименту и качеству продуктов», которое запретило продажу в школах цветных лимонадов, конфет, чипсов и т. д. Кстати, на федеральном уровне этот вопрос до сих пор не решен. Городское правительство будет и дальше строго контролировать выполнение этого постановления. За его нарушение уже были строгие выговоры, вплоть до снятия с работы.
-Вы сказали, что до сих пор не создана эффективная схема отбора поставщиков для социальной сферы. Что должно быть положено в основу такой схемы?
- Самое главное - это как можно скорее пересмотреть срок действия контракта между городом и предприятием. Сегодня по закону он составляет один год.
И это является главным тормозом для частных инвестиций в социальную сферу. Предприниматель, заключив контракт с городом на год, не знает, выиграет ли он конкурс на следующий год или нет. Непродуманная политика государства в этом вопросе привела к тому, что предприниматель ничего не вкладывает в социальную сферу, а только забирает, являясь не созидателем, а скорее разрушителем. Госконтракты должны заключаться минимум на пять лет, и тогда предприниматели из временщиков превратятся в инвесторов, заинтересованных в длительном сотрудничестве с городом.
- Вы сказали, что качество продуктов питания, поставляемых в социальную сферу, зачастую оставляет желать лучшего. А что сегодня может сделать в рамках действующего законодательства добросовестный поставщик социальной сферы, обнаруживший у себя, скажем, просроченный товар?
- Такая продукция подлежит обязательной утилизации, и добросовестные предприниматели обращаются в ГУ «Санкт-Петербургская городская ветеринарная станция», платят небольшие деньги и уничтожают просроченные продукты животного происхождения. Остальные пищевые продукты должны вывозиться на полигоны для утилизации мусора.
- Как вы считаете, нужно ли использовать потенциал общественных организаций в сфере контроля качества продукции и услуг?
- Безусловно. Яркий пример - ваша газета. Вы делаете хорошее дело. Когда видите некачественную продукцию, доводите до наших жителей эти сведения. Очень важно, чтобы информация о недобросовестных предпринимателях была известна горожанам.
- Людмила Андреевна, вице-губернатор - тоже потребитель. Нарушались ли когда-либо ваши права в этом статусе? Если да, каким образом вы их защищали?
- Был один случай. Хорошо его помню. Как-то в небольшом магазине, как сейчас говорят, «шаговой доступности», покупала продукты питания. Сметана оказалась просроченной, колбаса не была сопровождена полной информацией об изготовителе. Заметив это, я попросила предъявить мне документы на эту продукцию. Однако ни продавщица, ни заведующая магазином не смогли дать вразумительные ответы на мои вопросы. Я поняла, что здесь должны поработать специалисты. Сотрудники Роспотребнадзора и отдела торговли администрации Московского района вышли с проверкой по этому адресу. В результате предприятие было закрыто несколько дней. С его владельцем расторгли договор аренды. Сейчас на этом месте находится другой магазин.
- Где теперь вы предпочитаете делать покупки?
- Я уже лет пятнадцать привыкла ездить за продуктами в один и тот же магазин. Это универсам «Пулковский». Там хороший выбор и хорошее качество товаров. Люблю покупать там рыбу, морепродукты, мясо, колбасы. Некоторые продавцы меня уже знают в лицо.
Большие гипермаркеты стараюсь не посещать. Я там теряюсь, не нахожу того, что мне надо, трачу много времени и, как правило, покупаю много лишнего.
-А качеством услуг вы всегда остаетесь довольны?
- Иногда бываю недовольна химчисткой, но все равно через некоторое время отправляю туда очередной заказ…
-А если взять коммунальную сферу... Например, недавно в Московском районе, где, кстати, вы проживаете, произошла авария, в результате которой без воды остались жители четырех районов города. В общей сложности пострадал миллион жителей…
- …и всю воду скупили в магазинах. Я знаю об этом. А у меня была вода. Потому что, наверное, я - вице-губернатор (смеется)! В тот день рано утром из крана текла тоненькая струйка. В 9.00 я позвонила выяснить ситуацию, а уже в 11.00 водоснабжение в квартире восстановилось в полном объеме. Те потребители, у которых воды не было какое-то время, имеют право подать заявление в жилконтору на перерасчет. К сожалению, от таких аварий никто не застрахован. Инженерные сети в городе очень старые.
-Как вы считаете, нынешняя команда губернатора способна воплотить в жизнь выведенную вами в начале нашей беседы формулу «качества жизни»? Есть ли потенциал у городской администрации?
- Есть потенциал! Подтверждение тому - перемены в сфере городского здравоохранения. В частности, 1 июля этого года в рамках реализации национального приоритетного проекта «Здоровье» в Петербурге началась дополнительная диспансеризация граждан, работающих в государственных учреждениях сферы образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры, спорта в возрасте 35-55 лет. В этом возрасте можно на ранних стадиях выявить различные заболевания, такие как патологии сердечно-сосудистой, нервной и эндокринной систем, онкологические заболевания, катаракту, глаукому.
Для проведения качественного обследования петербуржцев в рамках национального проекта в город поступает новое современное диагностическое оборудование, узисканеры и лабораторные комплексы. В поликлиниках уже работают 60 новых электрокардиографов. До конца года ожидаем современную рентгенотехнику.
Другой наш крупный проект - программа доступности учреждений здравоохранения, социальной сферы и культуры для людей с ограниченными возможностями. Стоимость программы - сотни миллионов рублей. В частности, в рамках проекта с 1 ноября в городе начала работу служба социального такси. Теперь отдельные категории граждан смогут за 10% реальной стоимости отправиться в поликлинику, библиотеку, театр или управление социальной защиты.
- Я вас благодарю за беседу и желаю успехов в вашей ответственной работе!
- Спасибо! Желаю вашим читателям здоровья, социальной защищенности и благополучия!
Фото автора
•Кто имеет право на социальное такси?•
• инвалиды, имеющие ограничение к передвижению и медицинские показания к обеспечению техническими средствами реабилитации в виде кресел-колясок, костылей, тростей;
• дети-инвалиды в возрасте до 18 лет, имеющие ограничение к передвижению и медицинские показания к обеспечению техническими средствами реабилитации в виде кресел-колясок, костылей, тростей;
• инвалиды по зрению I группы, или III степени ограничения способности к трудовой деятельности;
• дети-инвалиды по зрению в возрасте до 18 лет;
• инвалиды Великой Отечественной войны;
• лица старше 80 лет, имеющие I группу инвалидности, или III степень ограничения способности к трудовой деятельности.
Потребители услуги имеют право брать с собой в поездку не более двух сопровождающих лиц.
Заявка на предоставление специального транспортного средства подается по телефону в справочно-информационную службу Городского центра по будним дням недели с 9.00 до 17.00 по единому телефону 334-41-44.
При приеме заявки проверяется информация, подтверждающая право потребителя услуги на предоставление транспортной услуги: возраст, сведения о наличии инвалидности, степени ограничения способности к передвижению, данные об отнесении к льготной категории. Потребитель услуги при подаче заявки должен сообщить точную информацию о дате, времени, пункте назначения, наличии сопровождающих лиц. Справочно-информационная служба при подаче заявки сверяет указанный потребителем услуги пункт назначения с перечнем социально значимых объектов, утвержденных Комитетом по труду и социальной защите населения. Заявка в течение 10 минут передается справочно-информационной службой в диспетчерскую службу транспортной организации. При передаче заявки уточняется маршрут, транспортное средство, наличие других заявок на очереди. После получения подтверждения от транспортной организации возможности выполнения заявки справочно-информационная служба информирует потребителя услуги о порядке выполнения заявки и сообщает ему ориентировочную юстоимость поездки.
При согласии потребителя услуги с порядком выполнения заявки в день исполнения заказа диспетчерская служба транспортной организации сообщает потребителю услуги по телефону номер транспортного средства и время прибытия транспортного средства к начальному пункту поездки. Изменение маршрута не допускается. При посадке в транспортное средство потребитель услуги предъявляет паспорт либо иной документ, удостоверяющий личность.
В случае отказа от поданной заявки потребитель услуги обязан не менее чем за час до назначенного времени сообщить об этом в справочно-информационную службу. В случае выявления потребителем услуги нарушений при организации специального транспортного обслуживания, возникновения конфликтных ситуаций потребитель услуги сообщает об этом в справочно-информационную службу для принятия соответствующих мер.