Первая в России бесплатная газета для потребителей, зарегистрирована 06 ноября 1998 г.

Пациент тоже потребитель

Сегодня потребители, как правило, знают, что нужно делать, если им продали некачественную вещь или обвесили в магазине. А вот со знанием прав пациентов при оказании медицинских услуг в системе обязательного медицинского страхования обстоит несколько хуже: тут у петербуржцев по-прежнему возникает много вопросов к специалистам. На некоторые из них отвечает врач, юрист, начальник отдела по работе с гражданами Территориального фонда обязательного медицинского страхования Санкт-Петербурга Геннадий ЛОПАТЕНКОВ.

Вопрос. «Лечащий врач моей 16-летней дочери-школьницы отказалась давать мне без разрешения девочки какую-либо информацию о ее заболевании. Считаю, что она не права!»

Ответ. Врач поступила абсолютно правильно. В силу статей 31 и 61 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан» такой отказ правомерен, поскольку начиная с 15-летнего возраста сведения о состоянии здоровья человека медицинские работники имеют право предоставлять третьим лицам (в том числе родителям пациента) только с его разрешения либо по постановлению следователя или судьи.

Вопрос. «Хотел прочитать в своей медицинской карте, что там врач написал про мою болезнь. Но медсестра отказалась эту карту мне выдать…»

Ответ. В силу требований части 4 статьи 31 «Основ» такой отказ неправомерен, поскольку пациент имеет право непосредственно знакомиться с медицинской документацией, отражающей состояние его здоровья, и получать консультации по ней у других специалистов. В такой ситуации необходимо обратиться к лечащему врачу или любому должностному лицу медицинского учреждения (дежурному врачу, заведующему отделением, главному врачу). Ну а правонарушителя (медицинскую сестру) главный врач должен подвергнуть дисциплинарному взысканию.

Вопрос. «В нашей поликлинике мне сказали, что теперь все анализы и обследования, кроме непосредственно приема врача, делаются за плату. Правомерно ли это?»

Ответ. Это наказуемое введение граждан в заблуждение. В ряде случаев оно обусловлено тем, что сегодня руководители государственных медицинских учреждений, подобно руководителям частных медицинских фирм, получают определенный процент от объема стоимости платных услуг, оказанных возглавляемым им учреждением.

Вопрос. «По полису ОМС меня госпитализировали для операции. На второй день мне принесли список лекарств и расходных материалов, которые нужно купить в течение трех дней. Имели ли они на это право?»

Ответ. В соответствии с разделом 2 «Программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи» лекарственное обеспечение при стационарном лечении осуществляется бесплатно для граждан. Обязательство не возлагать при стационарном лечении на застрахованных в системе ОМС граждан расходы по лекарственному обеспечению лечебного процесса каждая больница фиксирует и в договоре со страховой организацией, которая оплачивает счета за лечение пациента по программе ОМС.

Вопрос. «Через 12 дней лечения в больнице мне сказали, что с 13-го дня моя страховая компания уже не оплачивает медицинские услуги, поэтому дальше оплачивать лечение должен я. Возможно ли такое?»

Ответ. Если пациент еще нуждается в стационарном лечении, то вы имеете дело с обманом, направленным на понуждение граждан к заключению договора платных медицинских услуг. На самом деле в обязательном медицинском страховании не существует ограничений ни по длительности оплачиваемого пребывания пациента в стационаре, ни по сумме, которую стационар может потратить на лечение конкретного пациента. Если пациент нуждается в круглосуточном наблюдении и лечении, он должен находиться в стационаре. В этом отличие ОМС от добровольного медицинского страхования, где существует понятие «лимит ответственности». В такой ситуации необходимо связаться со своей страховой компанией и сообщить о том, что больница нарушает права застрахованного в ОМС гражданина на получение медицинских услуг за счет страховых средств. Если деньги уже заплачены - необходимо написать в свою страховую компанию заявление с требованием возмещения неправомерно понесенных расходов.

Вопрос. «Я попросил своего лечащего врача подробно рассказать о состоянии моего здоровья в связи с обнаруженным заболеванием, а также о том, кто и как лучше всего лечит этот недуг. Доктор с раздражением мне ответил, что у него просто нет времени «заниматься санпросветработой». Насколько праведен его гнев?»

Ответ. В соответствии с требованиями статьи 31 и части 7 статьи 30 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан» лечащий врач обязан в доступной форме проинформировать пациента о состоянии его здоровья, о результатах обследования, наличии заболевания, диагнозе и прогнозе, методах лечения, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, их последствиях и результатах проведенного лечения. Если лечащий врач отказывается выполнять эту обязанность, нужно немедленно обратиться к заведующему отделением или к заместителю главного врача по лечебной работе.

Вопрос. «Задал своему лечащему врачу вопрос о своих правах, а в ответ услышал, что он, мол, дает консультации медицинские, а не юридические».

Ответ. В соответствии с требованиями части 9 статьи 30 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан» лечащий врач обязан проинформировать пациента о его правах. Если он этого не делает, то дать такую информацию пациенту обязан заведующий отделением или заместитель главного врача по лечебной работе. Кроме того, сведения о правах пациентов и застрахованных в рамках ОМС в соответствии с разделом 6 «Правил обязательного страхования граждан в Санкт-Петербурге» должны быть в обязательном порядке размещены во всех лечебных учреждениях.

Если после напоминания пациента о его правах (в том числе на бесплатное лечение по полису) медицинское учреждение продолжает их игнорировать, необходимо обратиться в свою страховую компанию. Если и та не выполняет свои обязанности по защите прав пациента, стоит обратиться в Территориальный фонд ОМС.

Телефон Службы защиты прав застрахованных граждан Территориального фонда ОМС 703-73-01.