Только в прошлом году в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Санкт-Петербурга обратились около 22 тысяч человек за разъяснениями и консультациями по правам пациентов государственных медицинских учреждений здравоохранения, а также с жалобами на их нарушение. При этом 1196 обратившихся были обоснованно возмущены взиманием денежных средств за медицинскую помощь с застрахованных в системе обязательного медицинского страхования (ОМС).
Какие медуслуги предоставляются клиентам ОМС бесплатно, а какие за деньги, корреспондент «ПК» попыталась выяснить в ходе беседы с врачом, юристом, руководителем Службы защиты прав застрахованных граждан Территориального фонда обязательного медицинского страхования Санкт-Петербурга Геннадием ЛОПАТЕНКОВЫМ.
- Геннадий Яковлевич, а ведь действительно порой нелегко бывает разобраться, правомерно ли берут с нас в поликлинике деньги или нет. Где граница платного и бесплатного?
- К сожалению, нередко эту границу рядовые медработники и должностные лица медучреждений пытаются устанавливать исходя не столько из требований законодательства, сколько из собственного желания. Ведь непосредственные исполнители получают определенный процент от заплаченных пациентом денег (исполнитель конкретной услуги - 30–40 %, руководитель медучреждения - до 2 % от стоимости всех услуг, оказанных возглавляемой им организацией).
Есть очень четкие правила отнесения той или иной услуги к платным, они регламентированы нормативным документом. В учреждении должны быть вывешены на доступном месте сведения о бесплатных услугах («Программа государственных гарантий»), о разрешенных видах платных услуг, а также перечень оснований, по которым с пациента могут взиматься деньги.
В Санкт-Петербурге исчерпывающий перечень оснований, позволяющих получать в государственных медицинских учреждениях с граждан деньги, утвержден Распоряжением № 112-р Комитета по здравоохранению правительства Санкт-Петербурга от 04.04.2005 «О порядке предоставления платных медицинских услуг». В этом документе детально прописаны виды медуслуг, предоставляемых за плату, а потому предлагаю обратиться непосредственно к тексту распоряжения (его полнотекстовая версия сегодня есть во всех электронных правовых системах и в интернете). Там, в частности, сказано, что медучреждение может брать с пациента деньги за следующее:
• косметологические услуги (за исключением услуг, предоставляемых по медицинским показаниям);
• традиционные методы диагностики и лечения (иглорефлексотерапия, гирудотерапия и т. п.), гомеопатическое лечение;
• зубное протезирование (за исключением случаев, когда оно предусмотрено действующим законодательством или должно быть проведено по медицинским показаниям, установленным врачебной комиссией государственного учреждения здравоохранения); • проведение профилактических прививок по желанию граждан (за исключением мер по иммунопрофилактике, осуществляемых в соответствии с действующим законодательством);
• диагностические, лечебные, реабилитационные, профилактические, оздоровительные и иные услуги, проводимые в порядке личной инициативы граждан при отсутствии в медицинской карте соответствующего назначения лечащего врача;
• медицинское освидетельствование и проведение экспертиз в порядке личной инициативы граждан при отсутствии направления, выданного в установленном порядке;
• проводимые на дому у пациента диагностические исследования, процедуры, манипуляции, консультации и курсы лечения (за исключением случаев, когда пациент по состоянию здоровья и характеру заболевания не может посетить государственное учреждение здравоохранения); • медицинские услуги, не являющиеся для конкретного государственного учреждения здравоохранения или работника предметом договорных и иных обязательств в отношении выполнения Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи в Санкт-Петербурге.
Правами надо интересоваться!
- Когда человек лежит в больнице, за что он должен платить, а за что нет?
- Если пациент отказался от назначенного ему в больнице лечения с применением бесплатных для него методов и лекарственных препаратов (и этот отказ зафиксирован в медицинской карте больного), то он обязан оплатить альтернативные, не входящие в утвержденный правительством РФ «Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств» (который обязаны предоставить пациенту для ознакомления по первому его требованию).
- Что делать пациенту, если он все же сомневается, законно ли взяли с него деньги за лечение?
- Сначала обратиться за консультацией в свою страховую компанию или в Территориальный фонд ОМС, где ему разъяснят, не нарушены ли были в конкретной ситуации его права. Но результат (в виде возврата денег) может дать только письменное обращение в страховую компанию.
В случаях неправомерного взимания в медучреждениях денежных средств обязанность вернуть затраченные суммы с 01.01.05 лежит на страховых медицинских организациях. Пациенту надо направить туда письменное заявление, содержащее требование возврата затраченных при получении медицинских услуг ОМС денег, а также копии финансовых документов, подтверждающих факт затрат (например, кассовый чек, приходный кассовый ордер, договор на оказание платных услуг).
Если пациент не удовлетворен полученным от страховой компании ответом, стоит обратиться в Территориальный фонд ОМС.
Алла Фесенко
• Телефон Службы защиты прав застрахованных граждан Территориального фонда ОМС (812) 703-73-01.
• Бесплатные полнотекстовые книги о правах пациентов есть на www.defender.spb.ru.