Первая в России бесплатная газета для потребителей, зарегистрирована 06 ноября 1998 г.

Учитесь говорить, говоря!

как правильно выбрать курсы иностранных языков

Количество различных курсов иностранных языков сегодня столь велико, что можно часами изучать газетные полосы с их рекламой. И дорогие, и дешевые, с солидными иностранными названиями, и вовсе без таковых… Как разобраться в них, чтобы и деньги не потерять, и с максимальной пользой потратить свое личное время? Этот вопрос мы задали референту одних из старейших курсов в нашем городе - при Обществе "Знание" Санкт-Петербурга и Ленинградской области, заместителю декана гуманитарного факультета Института внешнеэкономических связей, экономики и права Валентине Ивановне СОКОЛОВОЙ.

Стоимость - не гарантия качества
- Во-первых, никогда не ориентируйтесь на стоимость курсов - она не всегда отражает их качество. Важнее - авторитет образовательного центра. Например, на курсах при университете им. Герцена, при Финэке, ряде других старейших вузов применяют профессиональные проверенные методики и программы обучения.

Если вы выбрали менее известные (или неизвестные лично вам) курсы, убедитесь, что они имеют государственную лицензию на право занятия образовательной деятельностью. Затем изучите продолжительность будущего обучения, количество человек в группе, кто преподает и по какой методике. Я считаю, что группа в 2-3 человека - не лучший вариант, как, впрочем, и двадцать. Самое оптимальное - 8 слушателей (это и не много, и не настолько мало, чтобы создалась трудность для полноценного общения).

Особое внимание обратите на количество предлагаемых академических часов. Некоторые слушатели нам говорят: у вас, мол, 4 месяца надо учиться за такую-то сумму, а вот там-то - в два раза больше… На это я отвечаю: анализируйте количество академических часов. Если занятие идет 1 час 20 минут (то есть 2 академических часа), то что успеешь за них сделать? Для сравнения: у нас одно занятие идет 4 часа, за которые мы все блестяще успеваем: и старый материал повторить, и новый выучить.

Носитель языка - не всегда гуру в педагогике
- Популярным стало привлечение в качестве преподавателей носителей языка. "У вас есть носители языка?" - этот вопрос от слушателей мы слышим все чаще. Здесь надо хорошо понимать следующее: обучение языку предполагает не только хорошее его знание, но и умение преподавать. На иных курсах в качестве преподавателей привлекают иностранных студентов, специализирующихся совершенно по иным специальностям, у них нет методик обучения, они не знают, как грамотно преподать тему. Я считаю, что грамматику надо учить с надежным квалифицированным преподавателем, а с носителями языка хороша уже разговорная практика, после усвоения теории.

Другой главный критерий выбора курсов - методика обучения. Их сегодня немало, каждый образовательный центр защищает свою. Чтобы понять, какая из них больше вам подходит, можно обойти несколько учебных заведений, поговорить с преподавателями, посетить первые уроки (они, как правило, на солидных курсах бесплатные). Выбранная методика должна соответствовать той цели, ради которой вы решили изучать язык. Это может быть: восстановление утраченных навыков чтения и письма, чтобы читать инструкции и периодику; общение с иностранными коллегами и работа с документами, сдача международного экзамена и учеба в зарубежной школе или университете. В зависимости от цели - и разный подход.

Самая популярная методика и у нас, и за рубежом - коммуникативная. Она разработана на основе интеграции традиционных и современных методов преподавания, ее главная цель - преодоление языкового барьера, одновременное развитие всех языковых навыков - от чтения до аудирования. Как сказал известный английский методист Уэст, учиться плавать можно лишь плавая, а говорить - говоря.

Не гонитесь за "ускорением" - чудес не бывает
- Есть методики, которые я бы лично не советовала опробовать на себе. Например, такие, как "гипноз", "метод Илоны Давыдовой" или "25-й кадр". Они хоть наделали много шуму как нечто суперпрогрессивное, но не прижились - при высокой их стоимости результаты обучения у слушателей, как правило, нулевые. Не много толку, как показала практика, и от "ускоренных курсов" (когда грамматике внимания не уделяют, делая упор на механическое повторение фраз).

Выбрав курсы, не переоценивайте свои знания при выборе уровня обучения. Если вы в знаниях слабее, чем выбранный вами уровень, - вы не будете усваивать материал, начнете отставать, нервничать, а вскоре и вовсе пропадет всякое желание учиться. И виноваты здесь будут совсем не курсы. Ведь, как говорит пословица, где умение, там и хотение.

Алла ФЕСЕНКО