Если холодильник сгорел после трех лет безупречной работы, если при этом у него закончился срок гарантии и плюс ко всем неприятностям потеряны все документы на агрегат – это еще не повод, чтобы его не починили качественно и бесплатно. Думаете, нереально? Не только реально, но и закономерно, если потребитель настойчив и грамотен в отстаивании своих прав. Так считает директор ГУ «Центр контроля качества товаров (продукции), работ и услуг» администрации Санкт-Петербурга Александр ГЕРМАН.
Качество – материя тонкая
— Александр Викторович, с каким «багажом» за плечами три месяца назад вы заняли столь ответственный пост?
— Я окончил Высшую школу милиции. Работал в оперативных подразделениях ГУВД Санкт-Петербурга. В налоговой полиции возглавлял акцизный отдел. Последней сферой моей деятельности был Госнаркоконтроль — специально образованная структура по борьбе с нелегальным оборотом наркотиков.
— Что наиболее сложным оказалось для вас на стезе борьбы за качество?
— Сложностей много, как и везде, но все они преодолеваемы. Сейчас я набираюсь специфических знаний в сфере экспертиз, сертификаций, изучаю документы и подтягиваю свой образовательный уровень в тонкостях проблемы качества.
— Вы уже обозначили для себя наиболее слабое место в работе по контролю качества?
— Качество уже как таковое — место слабое. Оно стало еще уязвимее, когда законодательно отменили обязательную сертификацию большей части товаров и услуг. Взять, к примеру, те же парикмахерские: если раньше наши эксперты контролировали уровень подготовки мастерства, организацию процесса и безопасность оказываемых услуг, то теперь там все пущено на самотек: кто будет тебя стричь, чем намажет тебе голову… Как результат увеличилось количество жалоб от населения на качество услуг. Кому волосы сожгли, у кого еще серьезнее проблемы появились… Если раньше висящий на стене сертификат соответствия говорил о благополучности предприятия услуг, то теперь потребители могут убедиться в ней или разочароваться, только уже оплатив услугу. По таким жалобам на место выходят разбираться наши эксперты и, как правило, находят много нарушений.
— На какие другие товары или услуги наиболее часто жалуются петербуржцы?
— На продовольствие, в частности мясо-молочную продукцию. Дело в том, что наших производителей порой подводит розница, не отслеживающая прошедшие сроки реализации скоропортящегося товара. Этого не случается в крупных сетевых магазинах, которым надо отдать должное: там очень хорошо построена и работает система контроля качества. Примером назову торговую сеть «Метро», у которой заключен с нами договор. Из их головной фирмы в Москве к нам в Центр контроля качества приходит задание: проверить качество реализуемых в питерской сети «Метро» товаров, например консервов или подсолнечного масла. Наши сотрудники берут корзинки и выбирают соответствующие товары с витрин, оплачивают их в кассе, а затем проводят экспертизу этой продукции в нашей исследовательской лаборатории «Петекс». Протоколы результатов испытаний отправляются в Москву.
— А какие-то шокировавшие вас обращения потребителей припомните?
— Было удивление от одной претензии. Мужчина средних лет решил бороться со щетиной на лице не бритвой, а с помощью крема-депилятора. Результат оказался успешен наполовину. Это и послужило ему поводом для жалобы на якобы плохое качество крема. Искренне удивлялся: ведь написано же на коробочке, что волосы, мол, удаляет…
«Садко» поймали на «малька»
— Как обстоят дела с качеством и безопасностью алкогольной продукции?
— В качестве алкогольной продукции, которая проходит через нашу лабораторию и попадает на прилавки города, мы уверены. Она отвечает всем необходимым стандартам и нормативам. При этом количество алкоголя, которое бракуется в результате проверок, достаточно велико. Страшнее всего, когда в продукте неблагополучны физико-химические показатели, что делает его опасным для здоровья. Могу назвать регионы, партии алкоголя откуда мы бракуем наиболее часто именно по этим показателям: первое место у Кабардино-Балкарии, затем идут Северная Осетия, Псков и Новгород.
— Какие цифры стоят за словом «часто»?
— За июль мы забраковали 4000 декалитров всех видов отечественного спиртного в целом. На 15 августа уже 6000 декалитров было задержано на пути к потребителю.
— Были ли уже в вашей практике случаи столь вопиющего отсутствия качества, что удивили даже вас?
— Пришла в Петербург водка из Магаданской области на реализацию. Когда наши специалисты провели ее физико-химические испытания, результат поверг просто в шок. Показатель сивушных масел превышал допустимую норму в 22 раза! Удивительно то, что это не какой-то подпольный предприниматель в подвале ее разливал, а произвел довольно известный ликероводочный завод. На что рассчитывал производитель, отправляя подобное пойло в Санкт-Петербург? На то, что оно пройдет благополучно мимо нас сразу на прилавки? Но все это было изъято из оборота и передано в ГУВД.
— Могут ли потребители быть уверены, что они защищены от подобного пойла?
— Наши специалисты работают по жестко отлаженной схеме. На акцизный склад приходит какая-то партия алкоголя. Склад в предусмотренном законом порядке делает нам заявку о проведении мероприятий по обеспечению контроля качества и безопасности этой конкретной продукции. Эксперт выезжает на место и осматривает всю партию товара, документы, подтверждающие легальность ее оборота, сопроводительные документы. Обязательно смотрит и саму бутылочку: вся ли информация для потребителя указана на ней, правильно ли оформлена этикетка. Затем отбирает образцы для исследования в лаборатории. Если образцы соответствуют ГОСТу, предприятию выдается разрешение на нанесение региональных специальных марок. И когда потребитель видит на прилавке магазина бутылку с федеральной и региональной специальными марками, он может быть уверен в том, что ее содержимое качественно и безопасно.
— А может некачественная продукция каким-то образом пройти мимо вас и оказаться все-таки в торговле?
— В хороших фирменных магазинах, крупных торговых сетях, дорожащих своей репутацией, – нет. А вот приобретать алкогольную продукцию на рынках, в маленьких павильончиках на остановках, в ларечках я бы не рекомендовал. Многочисленные проверки торговли именно там выявляют подавляющую часть нарушений.
— ЦКК, уполномоченный администрацией Петербурга осуществлять специальные защитные меры, включающие в себя проверку качества и безопасности алкогольной продукции, тем самым непосредственно участвует в государственной программе «Единая система учета движения алкогольной продукции». С какими трудностями пришлось здесь столкнуться вашим специалистам?
— Алкоголь – значительная составляющая наполнения бюджета города, государства. На сегодня существует еще большое количество контрафакта, нелегальной продажи алкоголя — программа работает не в полную силу. По итогам семи месяцев текущего года акцизные поступления в бюджет Санкт-Петербурга составили 1 миллиард 161 миллион 417 тысяч рублей. Невыполнение плана по бюджету за полгода составило около 19 процентов. Через ЦКК проведено в мае 9 миллионов бутылок, в июне – 10 миллионов 649, в июле – уже 12 миллионов 684 штуки. Мы, как подведомственная структура комитета экономического развития, промышленной политики и торговли, ведем большую работу, направленную на выявление различных схем отклонения от уплаты акцизов.
— А какие бывают схемы?
— Одна из последних, придуманная изворотливыми дельцами, – так называемая «мальковая». На ней поймали акцизный склад «Садко», по которому как раз сегодня возбуждено уголовное дело о подделке документов, региональной марки. Суть в том, что акцизная марка, предназначенная для наклейки на 100-граммовую бутылочку, клеилась ими на пол-литровую. Если стоимость акциза на пол-литровую составляет 21 рубль 60 копеек, то на «малек» – всего лишь 4 рубля с копейками. Соответственно 16 рублей с каждой бутылки нарушители клали себе в карман. На «Садко», совместно с сотрудниками УВД, мы выявили порядка двух тысяч таких бутылок.
О лукавстве изготовителей пива и холодильников
— В продолжение алкогольной темы: поддерживаете ли вы, Александр Викторович, столь нашумевшие законодательные ограничения в рекламе пива?
— Полностью. Я даже не побоюсь подтвердить с такой высокой трибуны, как ваша газета, что у нас в стране идет алкоголизация населения, особенно молодежи.
— Тем не менее представители пивоваренных компаний утверждают обратное: мол, запретами культуру массам не привьешь…
— Это капиталисты, и им нужна прибыль. Думаю, вы согласитесь, что стало массовым явлением, когда даже 13-летние дети, не стесняясь ходят по улицам с бутылкой пива или банкой джин-тоника. То, что пиво официально не считается алкогольным напитком, лукавство: определенные градусы в нем присутствуют, и молодой организм к ним привыкает.
— Какой алкоголь предпочитаете вы сами? Заодно поинтересуюсь и любимой закуской к нему…
— К праздничному столу покупаю водку «Русский стандарт». Люблю креветки, микояновскую колбасу, сосиски — чаще от «Кампомоса».
— Есть самые любимые питерские производители?
— Пожалуй, не выделю особо никого. Я лоялен ко всем.
— Защищать свои права потребителя вам приходилось?
— Спустя три года эксплуатации у меня перестал морозить холодильник «Индезит». Причем на него в процессе переезда были потеряны все документы. В сервисном центре мне разъяснили, что починить его невозможно по причине заводского брака – произошла внутренняя утечка фреона в застенное пространство. То есть, чтобы починить, надо ломать заднюю стенку корпуса.
— В такой ситуации многие бы растерялись: негарантийный холодильник, да еще и без документов…
— Я обратился к региональному дилеру фирмы «Индезит» — ООО «Мерлони». Там мне поначалу тоже отказали: мол, не отвечаем за товар неизвестного происхождения… Но я проявил настойчивость, обратившись уже к директору центра (кстати, служебным положением я не пользовался, так как директором ЦКК тогда еще не был). Вот тут и оказалось: несмотря на то что гарантия холодильника составляла 3 года, срок службы своей продукции производитель заявил как 10 лет. Поэтому завод должен устранять свой брак, выявившийся в процессе эксплуатации в течение всех десяти лет.
Истинно мужской подход
— Как директор ЦКК, какие советы вы дадите нашим читателям, чтобы не довелось им идти к вам с жалобами на ту или иную продукцию?
— Не покупайте товары на оптовых рынках, где непонятно что и откуда привезено. Не скупитесь, соблазняясь дешевыми продуктами из ларьков, – скорее всего они окажутся просроченными. Идите в хорошие магазины, например в ту же сеть универсамов, где и выбор огромный, и опасаться чего-то плохого не придется.
— По каким критериям выбираете товары?
У меня сугубо мужской подход. Захотелось – купил. Когда товар красиво упакован, привлекательно подан, конечно, возникает желание его приобрести. Последнее время чаще стал обращать внимание на информацию о ТУ, ГОСТах, составляющих продуктов. Если во время семейного отдыха за городом, в хорошем настроении в палатке на берегу озера я открою банку тушенки и чрезмерное присутствие в мясе растительного белка (который не указан в информации для потребителя на банке) испортит мне аппетит и воскресное настроение, тут уж я обязательно воспользуюсь служебным положением и отправлю ее в лабораторию.
— Но такого прецедента еще не было?
— Нет, и очень надеюсь, что и не будет.
— После суматошных будней полноценно восстанавливаю силы только на природе. Лес, вода, катер, водные лыжи… Под Выборгом есть замечательные места, где все действительно качественно и совершенно.
Беседовала Алла ФЕСЕНКО